Страна:

Авторы:

Свод петровских памятников России и Европы

Кафедральная базилика св. Евангелиста Марка (La basilica cattedrale di San Marco Evangelista)

Basilica “San Marco”

Местоположение: Италия, Регион Венето, 30124 Венеция, Caн-Марко 328 San Marco 328, 30124 Venezia. Veneto, Italia

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Первый храм святого Марка построили дожи Джустиниано и Джованни Партечипацио (829–836). Последний установил должность настоятеля – примицерия – и состав клира первой церкви, построенной по образу базилики Св. Гроба в Иерусалиме и освященной в 832 г. По предположениям исследователей, она располагалась там, где сейчас находится крипта алтаря собора.

Сан-Марко построен по образцу константинопольского собора Двенадцати Апостолов – знаменитого некогда «Апостолеона», разрушенного после падения Царьграда в XV веке. В течение всего XII в. и особенно после IV Крестового похода (1204) церковь достраивали с включением элементов романского стиля, а затем в продолжение еще нескольких веков вносились изменения в декор, благодаря чему собор испытал влияние готики и Возрождения.

В плане собор получил форму равноконечного греческого креста. Храм увенчан пятью куполами (XIII в.), каждый из которых покоится на 4 сложных пилонах, соединенных между собой сводами. В длину строение имеет 76,5 м, в ширину 62,6 м. Притвор в форме галереи, опоясывающей собор с западной и северной сторон, пристроен в XII в.

Своды, купола и верхний уровень стен покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 кв. м. Создание мозаичного убранства было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году). Мозаичный цикл собора является одним из наиболее значимых образцов данного вида искусства.

В XI веке для создания мозаик привлекались византийцы, позднее работу стали выполнять венецианские мастера. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовалось стекло, изготавливаемое на острове Мурано.

До 1807 г. базилика была частной церковью венецианских дожей, а затем, в связи с упразднением республики стала кафедральным собором католических патриархов Венеции.

Церковь, которая бесспорно является главной достопримечательностью города и республики Венеция, посещали русские посланники, например, И. Чемоданов и И.Волков, а также современники Петра I, оставившие свои описания.

Подробные наблюдения сделал П.А. Толстой, который в 1697-98 гг. много раз бывал здесь, в том числе во время праздничных богослужений Рождества, Страстной Седмицы, Пасхи и Вознесения (всего не менее семи посещений).

Он пишет: «В Венецы римской веры соборная церковь каменная во имя святаго евангилиста Марка. Та церковь зело велика и зделана предивным мастерством, в ней многие столпы мраморные и иные дивные, великие. В той церкве, сказывают католики-венецыяне, бутто ныне есть мощи, все целые, евангилиста Марка, а где оне лежат, того будто никто не ведает, кроме одного прокураторя. <…> Снаружья тое церкви над западными дверми на папертной кровле поставлены четыре подобия конских, зделаны из меди и вызолочены, величеством на малую немецкую лошадь, все в одну меру. Те кони зделаны предивным мастерством, а были они прежде в Констянтинополе, стояли у церкви святыя Софии; и как древле венеты завоевали Констянтинополь, в то время оттуды тех коней взяли и привезли в Венецыю и на вечную славу поставили у соборной католицкой церкви святаго Марка».

Толстой тщательным образом описывает совершаемые обряды, облачения венецианского патриарха, число сослужащих клириков и певцов, ход богослужений.

Современник Толстого, Алексей Петрович Измайлов, автор долго являвшегося анонимным «Журнала путешествия», побывавший в лагуне в мае 1698 г., упоминает о посещении базилики лишь в одном месте, хотя из текста можно понять, что он побывал там несколько раз: «В Венеции церковь соборная святаго евангелиста Марка [зело изрядна]. Над дверьми резьба из мрамора белаго, над резьбою четыре лошади медныя, без узд, вызолочены, а поставлены на знак венецейской вольности. Пред тою церковью площадь, 125 ступеней, поперег 42; кругом домы прокураторские великие, стоят три столба высокие деревянные, утверждены в меди чеканной работы, значат провинции венецейския. На другой [площади] два столба каменные, из одного камня, 8 сажень; на одном герб или лев с крыльем, во образ евангелиста Марка, на другом образ св. Феодора, змия заколол. В Венеции в соборной церкви на престоле образ пресвятыя Богородицы с превечным младенцем, что писал Лука евангелист, мерою четверти в три, мастерства средняго. [Еще процессия была мая в 9 день]. Патриарх, служив обедню, сел на своем месте; князь вемецейской сидел же со всем сигклитом, потом началась процессия; все собором пошли сквозь тую церковь. И шли по 6 [человек] с креницамк. И как прошли собором, встал патриарх, поднял сокрамент и пошел в ход; его вели владыки, за ними князь, посолы и посланники, сенаторы, господа и [с ними из] убогих домов. А дорога где шли, холстами покрыта, и вощаныя свечи горели по сторонам везде. Были в церкви св. Марка: тут [млеко] пресвятыя Богородицы в склянице и власы Богородицы русы; гвоздь которым прибито тело Спасителя и Бога нашего; терноваго венца часть; часть столба у которого Творца нашего бичевали; ризы пресвятая Богородицы; евангелие писано евангелистом Марком; камень тот, из котораго в пустыни Моисей воду источил».

Б.П. Шереметев и проходившие обучение в Венеции стольники также наверняка побывали в базилике, хотя на этот счет нет никаких документальных свидетельств.

Четверть века спустя Сан-Марко описал паломник-«пешеходец» Василий Григорович-Барский, который своим пытливым оком киевского монаха отметил, что «первоначалная в граде церковь Святаго Апостола и Евангелиста Марка есть зело лепотна, обаче нине в костел от Римлян превращенна».

Литература

Венеция: Культура, искусство, история / Пер. М. Талалая. Милан: Кина Италия, 199?. С.6-29. (Сокровища Италии).

Григорович-Барский В.Г. Странствования по святым местам Востока. Ч.1. 1723-1727. М.: Ихтиос, 2004. С.188.

Гузевич Д. Путевые записки Великой особы: 1697-1699: Критическая история публикаций и проблема авторства. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 215 с.

Да Вилла Урбани М. Собор Сан Марко. Венеция: Storti Edizioni, 2006. С.18.

Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными (ПДС). T.10. СПб.: Тип. II-ого Отд-я Собств. Е.И.В. канцелярии, 1868. Стб.1078-1080, 1558-1560.

Путешествие стольника П.А.Толстого по Европе 1697-1699 / Изд. подгот. Л.А. Ольшевской, С.Н. Травниковым. М.: Наука 1992. 380, [4] с. (Литературные памятники).

Талалай М. Венеция. Флоренция: Edizioni Kina Italia, 2005. С.10.

Ястребов А.О., свящ. Святыни Венеции: Православный историко-художественный путеводитель по базилике Святого Марка и церквям Венеции. 2-е изд. Падуя: Papergraf, 2013. С.64.