Свод петровских памятников России и Европы

Дворец «Монплезир» (Петергоф, С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Нижний парк

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Название дворца происходит от французского mon plaisir – «моё удовольствие». Оно встречается на собственноручных рисунках Петра I (он писал «Момплезир») с набросками здания и сада перед ним. Строительство было начато в 1714 году с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива и подпорной кирпичной стены. К 1716 году завершена центральная часть здания, выделенная шатровой кровлей. Возможно, при строительстве, осуществлявшемся под руководством архитектора И. Ф. Браунштейна, был использован проект А. Шлютера, скончавшегося в 1714 году. С 1717 года работы велись под руководством Ж.-Б. Леблона: строительство одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике дворца осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничного путешествия. Работы были завершены в 1723 году.

В центре здания – Парадный зал, перекрытый высоким коробовым сводом высотой около 8 м. Стены покрыты дубовыми панелями, пол из плиток чёрного и белого мрамора, выстланных в шахматном порядке – работа французского мастера А. Кардасье. Эффектен живописный плафон, выполненный французским живописцем Ф. Пильманом, с падугами, на углах которых расположены рельефные кариатиды работы скульптора Б. К. Растрелли. По сторонам зала – по три небольших помещения: Секретарская, Спальня и Морской кабинет (с запада), Буфетная, Кухня и Китайский, или Лаковый, кабинет (с востока). В отделке интерьеров использованы бело-синие голландские изразцы. В галереях было размещено до двухсот картин голландских и фламандских живописцев. Отделка Лакового кабинета с резными золочёными полочками для фарфоровых изделий («порцелиновой посуды») уникальна росписями в китайском духе на липовых дощечках, покрытых лаком. Роспись панно была закончена русскими мастерами «лакирной команды» в 1722 году.

Сад перед южным фасадом дворца, разбитый на четыре квадратных партера, был устроен в 1714–1716 годах по чертежу Петра I. Фонтан «Сноп» и четыре фонтана-клоша» (фр. cloche – колокол) сооружены в 1721–1723 годах по проекту Н. Микетти. Тогда же в саду установили «диванчики» – фонтаны-шутихи. Первоначально свинцовая, скульптура фонтанов была в 1817 году заменена бронзовыми золочёными статуями по моделям И. П. Мартоса.

Пётр I любил «Монплезир» и нередко останавливался в нём ещё до окончания строительных работ. «Походный журнал Петра Великого» содержит немало записей о посещении Петром дворца: так, в 1720 году Пётр 13 июня приехал в «Монплезир» из Ораниенбаума, 14 и 16 июля с супругой Екатериной Алексеевной «кушал в Монплезире»; 30 июля, узнав, что Екатерина Алексеевна направилась во дворец, государь «сошел с яхты на середине канала и пошел в Монплезир, где его встретила Екатерина у статуи “Адам” и тут изволила жаловать вином». В 1721 году Пётр 12 июля «ночевал в Монплезире и гулял тут же в огороде. Последний раз Пётр с супругой ночевали во дворце 13 августа 1723 года. Во дворце встречались сподвижники Петра, проходили ассамблеи, парадные приемы. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала там первых членов Петербургской академии наук, учреждённой указом Петра 28 января 1724 года. С середины XVIII века «Монплезир» стал восприниматься как своего рода петровский мемориал.

Во время Великой Отечественной войны во дворце были уничтожены лаковые панно, изразцы, дубовые панели, повреждена живопись и лепка. Воссоздание лаковых росписей осуществлено палехскими мастерами. Восстановлены резные полочки, сотни изразцов для стен кухни, Секретарской и Морского кабинета. Реставрация фасадов и интерьеров закончена в 1965 году. 

Являясь памятником архитектуры федерального значения, дворец «Монплезир» является частью петергофского дворцово-паркового ансамбля, входящего в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Во дворце представлены личные вещи Петра, полученные им дипломатические подарки, а также картины европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса и кухонной утвари петровского времени.

Литература

Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1981.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 392–400.

Раскин А. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л., 1988. С. 128–141.

Марголис А. Д. Дворцы Санкт-Петербурга. М., 2003. С. 174–183.

Горбатенко С. Б. Петергофский Монплезир – плод немецких ассоциаций Петра I // Россия – Германия. Пространство общения. Материалы Х Царскосельской научной конференции. СПб., 2004. С. 131–145.

Архипов Н. И. Комплекс дворца Монплезир // Николай Ильич Архипов: Исследования по истории Петергофа. СПб., 2016. С. 168–406.