Свод петровских памятников России и Европы

Дома Кристоффеля ван Брантса

Местоположение: Keizersgracht, 317 Nieuwe Keizersgracht, 44

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Голландский купец Кристоффель Брантс (Christoffel van Brants, 1664-1732) с конца XVII века торговал с Архангельском, где познакомился с молодым царем Петром. Эта дружба сохранилась на всю жизнь. Во время Северной войны Брантс поставлял в Россию большие партии оружия, хотя Генеральные Штаты запрещали такую торговлю (Республика поддерживала благожелательный к Швеции нейтралитет). Не исключено, что именно благодаря интенсивной торговле оружием между Амстердамом и Россией, Петр сумел победить шведов.

В Немецкой слободе под Москвой Брантс имел собственный дом, где царь Петр часто бывал у него в гостях. После завершения Великого посольства в 1697-1698 годах Брантс стал резидентом русского царя в Республике. Когда Петр второй раз посетил Голландию в 1716-1717 годах, он уже имел там многочисленные контакты и целую сеть торговых агентов. Одной из ключевых фигур как раз и был купец Брантс. Петр прибыл в Голландию 12 декабря 1716 года, через шесть дней добрался до Амстердама и первую ночь там (18-19 декабря 1716) провел в собственном доме Брантса.

В этом доме Брантс жил с 1705 года, а в 1712 перестроил его. Это был богатый купеческий дом в четыре этажа с мансардой. Трёхчастный аттик увенчан декоративными вазами и украшен барельефами. В центральной части расположены атрибуты бога торговли Меркурия. Барельефы по сторонам, как считается, восхваляют Петра. Нимфа на левом барельефе – аллегория победы и мира (отсылка к победе царя под Полтавой в 1709 году). Нимфа на правом барельефе считается аллегорией процветания и благополучия (о котором заботился царь Петр).

На фасаде помещена надпись «De Wildeman» (Дикарь), принадлежавшая первому владельцу дома, который был купцом Ост-Индской компании. Не исключено, что название дома «Дикарь» связано с туземным населением голландских колоний.

Архитектором был, вероятно, Симон Схейнвут (Simon Schijnvoet; 1653-1727), скульптура приписывается Антони Тёрку (Anthonie Turck; 1667-1725) Монументальный садовый фасад украшает портал с бюстом римского императора. В 1713 году построен садовый домик, в котором находились красивые статуи Дианы и Аполлона.

Сохранился забавный анекдот о пребывании Петра в этом доме. Во время неожиданного визита царя служанка мыла мраморный пол в коридоре. Петр спросил, можно ли войти, на что горничная ответила, что он должен дождаться, пока она закончит. Тогда Петр заявил, что он царь России и хочет войти, на что служанка сказала: «Даже если бы ты был бургомистром Амстердама, все равно не пропущу».

«Походный журнал» в декабре 1716 – начале 1717 года отмечает несколько поездок царя и царицы в загородную резиденцию Брантса, построенную архитектором Симоном Схейнвутом – усадьбу «Петербург». Эта усадьба на реке Вехт в 15 км от Амстердама была снесена в начале XIX века, но изображена на 12 гравюрах прекрасно изданного альбома «Торжествующий Вехт» (De Zegepraalende Vecht, 1719). Ведущая к усадьбе дорога до сих пор называется «Петербургская улица».

17 августа 1717 года, после успешных переговоров между Францией, Пруссией и Россией, которые в 1721 привели к Ништадтскому миру, Брантс был возведен в российское дворянское достоинство. В декабре 1721 года Брантс организовал в центре города грандиозный, невиданный для амстердамских бюргеров праздник с потрясающим фейерверком по поводу заключения Ништадтского мира.

С петровским агентом Брантсом связана легенда о знаменитом кукольном домике. Якобы, «Кукольный домик» был создан по просьбе Петра для царицы, и изображал настоящий голландский дом в уменьшенном размере. Брантс заручился сотрудничеством множества художников, но когда в домик уже было вложено 30 000 гульденов, он поссорился с царем и оставил кукольный домик себе. Более внимательное исследование показало, что это не более чем красивая легенда. Домик был сделан в XVII веке по заказу Петронеллы Ортман, супруги богатого амстердамского купца Йоханесса Брандта. В 1821 году домик был приобретен для Королевского кабинета раритетов, а в 1883 году передан Рейксмузеуму, где его можно увидеть и сегодня. Об этом кукольном домике современная английская писательница Джессика Бёртон (Jessica Burton) написала бестселлер «Миниатюрист», по которому был снят фильм.

Под конец жизни холостяк Брантс построил дом для бедных старых женщин, бездетных вдов и незамужних девиц. Трехэтажный дом сохранился до сих пор по адресу Nieuwe Keizersgracht, 44. Здание построил работавший в Голландии французский архитектор Даниэль Маро (Daniеl Marot, 1661-1752). Красивый фасад в стиле Людовика XIV напоминает дом патрициев на канале. Рельеф в лучковом фронтоне символизирует милосердие, над центральным окном третьего этажа помещен дворянский герб Брантса. Ниже написано: «Het Brants Rus Hofje» (Русский дворик Брантса). Над дверью Брантс поместил пространную надпись, призывающую следовать его примеру благотворительности.

В этом доме сохраняются предметы начала XVIII века, среди которых – конный портрет Петра I в Полтавской битве (предположительно кисти Jan van Huchtenburgh, 1647-1733), а также бумаги с подписью и печатью Петра – дворянская грамота Брантса с гербом, и письмо о назначении его русским резидентом. В настоящее время дом принадлежит лютеранскому благотворительному фонду и служит общежитием для лютеранских студентов.