Страна:
Авторы:
Местоположение: Германия, Шлезвиг-Гольштейн, 25840, Фридрихштадт, Вестерхафенстрассе, д. 14 Westerhafenstraße 14, 25840 Friedrichstadt, Schleswig-Holstein, Bundesrepublik Deutschland
Тип памятника: Памятник монументального искусства
Квакеры появляются во Фридрихштадте в 1663 г. Молитвенный квакерский дом на Вестерхафенштрассе был построен в 1677-1678 гг. по предложению Уильяма Пенна, одного из руководителей квакерского движения, который некоторое время находился во Фридрихштадте. Через 20 лет, весной 1698 г. в Англии, Пенн и Петр I познакомятся лично. Что касается квакерской общины города, то она была небольшая и в 1727 г. была окончательно распущена из-за малолюдства. Молитвенный дом был сильно разрушен в ходе Первой Шлезвигской войны в 1850 году во время бомбардировки города. Затем восстановлен. На доме имеется информационная табличка из оргстекла, на которой изображен «Старейший герб Фридрихштадта» («Ältestes Friedrichstädter Stadtwappen») и надпись:
«Ehemaliges Versammlungshaus der Quäker, Westerhafenstr. 14. 1648 formulierte George Fox in England seine religiösen Visionen. Seine Anhänger werden im Spott Quäker (“Zitterer”) genannt 14 Jahre später entsteht in Friedrichstadt eine Quäkergemeinde. Ihre Mitglieder lehnen kirchliche Hierarchie, Sakramente, den Eid, Kriegsdienst sowie Feste ab. Gleichheit, Freiheit und soziale Verantwortung sind ihre Grundsätze. 1677 errich Hendrick Siemens im Vorgängerbau des Hauses Westerhafenstraße 14 das erste “Vergaderingshaus” (Versammlungshaus) der Quäker auf deutschem Boden. Die kleine Gemeinde mit etwa 10 Familien besteht hier am Ort fast 70 Jahre. Bis ins 19. Jahrhundert bleit das Haus im Besitz der Londoner Quäker – Gemeinde. Im Jahre 1713 besucht Zar Peter der Große während seiner Anwesenheit in Friedrichstadt auf eigenen Wunsch einen Quäker-Gottesdienst, was alllerdings in den Aufzeichnungen der Gemeinde nicht besonders erwähnt wird. Heute zählt die “Religiöse Gesellschaft der Freunde (Qäker) Deutsche Jahresversammlung” (gegr. 1925) bundesweit etwa 300 Mitglieder und unterhält ein Andachtshaus in Bad Pyrmont».
Перевод: «Бывший молитвенный дом квакеров, Вестерхафенстр. 14. В 1648 году Джордж Фокс в Англии сформулировал свои религиозные представления. Его последователей называют насмешливо квакерами («трясунами»). Спустя 14 лет в Фридрихштадте создается квакерская община. Ее члены отвергают церковную иерархию, таинства, присягу, военную службу и праздники. Равенство, свобода и социальная ответственность являются их принципами. В 1677 Хендрик Сименс возводит первый «Vergaderingshaus» (Дом собраний) квакеров на немецкой земле в здании, которое находилось на Вестерхафенстрассе 14 прежде. Небольшая община из приблизительно 10 семей просуществовала здесь почти 70 лет. Вплоть до XIX века дом принадлежал лондонской общине квакеров. В 1713 году царь Петр Великий посетил службу квакеров во время своего пребывания во Фридрихштадте по собственному желанию, что, однако, никак особенно не упоминается в записях общины. Сегодня «Германское годовое собрание Религиозного общества Друзей (квакеров)» (основанное в 1925 году) насчитывает около 300 членов и содержит молитвенный дом в Бад-Пирмонте».
Во время Северной войны Фридрихштадт, расположенный в болотистой местности, оказался захвачен шведскими войсками, которые в преддверии штурма в 1713 г. открыли шлюзы и затопили поля. Осада города в январе 1713 г. возглавлялась двумя монархами. Датским королем Фредериком IV, который с датским и саксонским корпусами, усиленными четырьмя российскими полками, стоял в Хусуме (12 км от Фридрихштадта), закрывая шведам выход к западному побережью Ютландии. И Петром I, который с русским экспедиционным корпусом в ходе операции 30-31 января (ст.ст.) собственно и выбил шведов из города.
В феврале 1713 г. Петр трижды находился во Фридрихштадте: 1-5/12-16 февраля (после взятия города), 8-10/19-21 февраля (вместе с датским королем) и 11-13/22-24 февраля (Походный журнал 1713, с.5-12). В один из этих дней он и посетил службу в Квакерском молитвенном доме. Скорее всего это было либо 1/12 (что вряд ли, ибо это первый день после взятия города, и у царя было много других забот), либо 8/19 (что скорее) февраля. Это были воскресенья – дни, когда квакеры проводят свои службы. По-видимому, любопытство к квакерскому движению у него оставалось еще с эпохи визита в Англию, когда он общался с У. Пенном, а 3/13.4.1698, в воскресенье, побывал на молитвенном собрании квакеров в Лондоне.
Второй раз Петр был во Фридрихштадте вместе с Екатериной во время Второго большого европейского путешествия с вечера 21.10/1.11 (по другому Юрналу, с 22.10/2.11) по 27.10/7.11.1716 г. при возвращении из Дании. Согласно одному из Юрналов, Екатерина приехала во Фридрихштадт чуть позже Петра, 23.10/3.11.1716. Из города осуществляли челночные поездки, осматривая разрушения в других городах, нанесенные войной (Походный журнал 1716, с.49, 96-97).
Bernet C. Quäkerhaus Friedrichstadt // Quäker: Zeitschrift der deutschen Freunde. 77. Jahrgang, n° 4. 2003, Juli-August. S.192-193.
Thomsen Ch. Friedrichstadt :. Heide: Boyens, 2009. S.62-63.
Походный журнал 1713 года: [Юрналы 1713-го года]. [СПб., 1854]. С.5-12. (2-е изд.: СПб., 1913. С.5-12).
Походный журнал 1716 года: [Юрнал 1716-го года]. [СПб., 1855]. С.49, 96-97. (2-е изд.: СПб., 1913. С.49, 96-97).