Страна:
Авторы:
Страна:
Авторы:
Местоположение: Антверпен (Twaalfmaandenstraat 1; Borzestraat 31, 2000 Antwerpen)
Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры
Первая (Старая) биржа находилась на Хофстраат (Hofstraat) и действовала с конца XV века. В 1531 году она была заменена новой, так называемой Торговой биржей, на нынешнем месте. В XVI веке на бирже главенствовали испанцы и португальцы. В здании биржи также находилась гильдия св. Луки, где художники давали уроки рисования (чем положили начало Академии изящных искусств). Инициатором её создания был Давид Тенирс Младший, мастер жанровой живописи XVII века. Гильдия устроила в помещении биржи «кунсткамеру»: каждый антверпенский живописец или скульптор выставлял там по одной своей работе.
Из Юрнала Петра I за 1717 год: «Апрель. В 1-й день. По утру рано, а имянно в 8-м часу, ездил на биржу». 1/12 апреля 1717 года Пётр посетил не только биржу, но и иезуитскую церковь, а также галереи. В Голландии и Фландрии агенты царя (Осип Соловьёв и Юрий Кологривов) скупали произведения искусства, в первую очередь, фламандские и голландские полотна. Они также вербовали мастеров для работы в России.
В Антверпенской Академии изящных искусств между 1718 и 1727 годами обучались будущие архитекторы Иван Коробов, Иван Мордвинов и Иван Мичурин, а в 1723–1726 годах здесь учился Андрей Матвеев, который после возвращения в Россию (уже после смерти Петра) стал первым русским светским живописцем. Его прославил прекрасный «Автопортрет с женой». Он же написал портрет русского реформатора по образцу известного портрета голландского художника Карла де Моора.
Торговая биржа сгорела в 1858 году. Уцелела только угловая башенка северного фасада, которая видна с улицы Lange Nieuwstraat. В 1868–1872 годах «Мать всех бирж» была воссоздана, по старому плану, но уже в стиле неоготики. Двор был перекрыт стеклянным куполом на чугунных опорах. Биржа работала в здании до 1980-х годов. Затем оно долго стояло пустым, пока в последние годы не была произведена реставрация с превращением здания в многофункциональное публичное пространство с кафе, рестораном, залами для собраний и т.п.
Голиков И.И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразователя России, собранныя из достоверных источников и расположенные по годам. Ч. 5. М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1788. С. 308.
Van Lerius Th. Notre-Dame d'Anvers avant la seconde invasion française en 1794. Anvers: L.J. De Cort, 1841. 38 p.
Походный журнал 1717 года: Юрналы 1717-го года. СПб., 1855. С. 8–9.
Сборник выписок из архивных дел о Петре Великом. Т. 2. М. : В Унив. тип., 1872. С. 58.
Van Damme J. De Onze-Lieve-Vrouwekathedraal van Antwerpen. Brussel: Gemeentekrediet, 1994. 111 р.
Антверпен и его прелести; план города. Брюссель: Тил, [2003]. С. 11–15.
Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Подённая записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып. 1. М.: Круг, 2004. С. 614.
Вагеманс Э. Пётр Великий в Бельгии. СПб.: Гиперион, 2007. С. 120–123.
Ронин В. Прогулки по Антверпену: Историко-культурный путеводитель. Антверпен: Benerus, 2009. С. 44–58.