Свод петровских памятников России и Европы

Базилика св. Амвросия Медиоланского (Basilica di Sant'Ambrogio)

Базилика св. Амвросия; Базилика Сант’Амброджио (Basilica di Sant'Ambrogio)

Местоположение: Милан (Basilica di Sant'Ambrogio. Piazza Sant'Ambrogio 15, 20123 Milano. Italie)

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Базилика св. Амвросия, Небесного покровителя города, одна из самых старинных церквей севера Италии, была основана в 379 году самим Амвросием Медиоланским и освящена им в 386 году (святитель был здесь же погребен в 397).

Прежде близ территории нынешней базилики находилось раннехристианское кладбище – за городскими стенами, подальше от языческих властей. Здесь были погребены и первые миланские мученики, в т.ч. св. Виктор, а также близнецы Гервасий и Протасий. Первая церковь, воздвигнутая на этом месте и занимавшая пространство современного главного нефа базилики, прошла через множество перестроек. К 940 году поставили в романском стиле апсиды и алтарную часть, с конца XII века выросли боковые нефы, восьмигранный тибурий и более высокая, правая колокольня. В начале XV века маленькая древняя базилика в честь мученика св. Виктора, с древнейшими мозаичными циклами, была включена в общий состав собора. Многие другие переделки прошли в эпоху барокко, однако в XIX веке эрцгерцог Максимилиан Австрийский, ценитель истории, приказал удалить позднейшие наслоения и вернуть храм к его первоначальному романскому облику.

Стольник Петр Андреевич Толстой, по заданию Петра I отправившийся на юг Европы вместе с другими стольниками обучаться морскому делу, первым из русских путешественников описал базилику, с которой начал осмотр Милана. Вот что он занес в свой дневник 12/22 марта 1698 года: «Вначале приехал в монастырь святого Амвросия Медиоланского. <…> и я тою дорогою до костела, в котором лежит тело святого Амвросия, шел пеш. Тот костел – древнего строения: как построен при животе святого Амвросия, и до сего времени стоит так без починки, подобием римских церквей. Изрядного строения и работы дивной много в том костеле. Величеством тот костел гораздо не мал, резьбы древней работы из белого камня в том костеле изрядные».

Внутреннее пространство разделено на три нефа колоннадами, несущими высокие крестовые своды. Главный алтарь приподнят, за ним, в апсиде – грандиозная старинная мозаика в византийском стиле, изображающая Спаса на престоле с Ангелами и миланскими святыми. В центральном нефе – главный престол (X век) с ценнейшим Золотым алтарем (Altare d’oro) работы мастера Вольвинио (835). В храмовый комплекс почти неизменной вошла часовня св. Виктора «на Золотом Небе» (S. Vittore in Ciel d’Оro), с золотофонными мозаиками IV–V века, в т.ч. с первым образом св. Амвросия, и с фресками Тьеполо (эта часовня, крайняя в глубине справа, музеефицирована, войдя в состав храмовой Сокровищницы). Мощи св. Амвросия почивают в крипте, в хрустальной раке, ограненной серебром, рядом с мощами мучеников Гервасия и Протасия. Петр Толстой: «Тело святого Амвросия лежит в том костеле под олтарем промеж тел святых мучеников Гервасия и Протасия; и ныне мощи святого Амвросия по заповеданию папы римского никому не показывают, а для какой причины то учинено, о том никто не ведает. При том олтаре, под которым те святыя мощи лежат, построены столпы мраморные, зело велики, изрядной работы, на которых зделан над олтарем покров чудной работы».

В зале, стоит, третья слева, любимая горожанами порфировая колонна Ветхого Завета с Медным Змием. Она олицетворяет библейский рассказ о массе змей, напавших на иудеев во время великого исхода к Обетованной Земле. Пророк Моисей спас свой народ, водрузив на столб (в Библии – на «знамя») Медного Змия. Про Змия сложилось множество преданий: якобы его прислали из Византии в начале XI века в дар императору Священной Римской Империи. В Средние века горожане верили, что он оживет во время Страшного Суда, а покамест выполняет врачебные функции, изгоняя в первую очередь, глистов… О нем упоминает, с еще одной легендой, и первый описатель Милана Петр Толстой: «В том же костеле есть столп мраморовой, на котором поставлено подобие змеи медное, то которое зделал в пустыне пророк Моисей для народу израильскаго от угрызения змеино на исцеление, а сказывают, что то подобие змеи принес в Медиолан святый Амвросий. То подобие змеи переломлено в трех местах; а сказывают, как сымано с того дерева, на котором было при Моисеи зделано, и в то время переломлено, а ныне переломленные места спаены, однако ж знатны. Величеством то подобие змеи будет длиною аршина в два <1,44 м>, а толщиною мало тоне руки человека нетолстаго».

Вне сомнения, что эту колонну видел русский художник итальянского (миланского) происхождения Федор (Фиделио) Бруни. Его знаменитое полотно «Медный Змий», законченное к 1836 году, изображает и колонну, весьма похожую на ту, что водружена в Свято-Амвросиевой базилике. 

Литература

Толстой П.А. Путешествие стольника П.А.Толстого по Европе: 1697–1699 / Изд. подгот. Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников. М.: Наука, 1992. С. 88 (Литературные памятники).

 Маджи Джованна. Весь Милан / Пер. Линк Джапан. Флоренция: Bonechi edizioni «Il Turismo», 1991. С. 39–42.

Базилика Святого Амвросия, Милан // Tripadvisor. (http://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g187849-d591187-Reviews-Basilica_di_Sant_Ambrogio-Milan_Lombardy.html).

Basilica di Sant'Ambrogio. (http://www.basilicasantambrogio.it/).