Страна:
Авторы:
Страна:
Авторы:
Местоположение: Париж (1, rue de Sully, 75004, Paris, France)
Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры
Большой и Малый Арсеналы занимали обширное пространство между набережной Сены, стеной Карла V, Бастилией и монастырем Целестинцев. (Ныне это территория между бульварами Бурдон (boulevard Bourdon) и Морлан (boulevard Morland) и улицами Сюлли (rue de Sully) и Арсенал (rue de l’Arsenal).) Они представляли собой целый комплекс зданий, дворов и садов. Сооруженные в XVI–XVII веках арсеналы служили для хранения оружия и амуниции, производства пороха и литья пушек, а также в качестве резиденции начальника королевской артиллерии (фельдцейхмейстера артиллерии). С 1684 года братья Келлеры приспособили Арсенал для литья бронзовых статуй, предназначенных для королевских резиденций. Эти знаменитые литейщики изобрели новый вид бронзы, что позволило им внедрить технологию единой заливки, использованную при отливке гигантской конной статуи Людовика XIV работы Ф. Жирардона. Из всех сооружений Большого и Малого Арсеналов до наших дней дошла лишь резиденция де Сюлли, служившего фельдцейхмейстером артиллерии в 1594–1610. В этом здании, модифицированном в XIX веке, ныне находится Библиотека Арсенала, являющаяся частью Национальной библиотеки Франции.
Большой и Малый Арсеналы (последний находился буквально за стеной отеля Ледигьер, в котором проживал Петр I) были первой достопримечательностью Парижа, которую посетил русский царь 30.4/11.5 1717 года. В Походном журнале отмечено: «В 30 день пред полуднем его царское величество был в арсеналах и в королевских домах, и где льют медные всякие штатуи…» По-видимому, именно новая технология отливки бронзовых статуй, применявшаяся в Арсенале, привела сюда русского царя, совместившего этот визит с осмотром королевских статуй на парижских площадях. Возможно, царя принимал живший в Арсенале фельдцейхмейстер артиллерии герцог дю Мэн — узаконенный сын Людовика XIV и мадам де Монтеспан.
Ныне в Библиотеке Арсенала хранится живописный портрет Петра I. Французские исследователи предположили, что он был подарен самим царем герцогу дю Мэну. По другой версии, этот портрет был написан французским художником на русской службе Л. Каравакком и оказался в Париже уже после царского визита.
Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P. 285.
Fierro A., Sarazin J.-Y. Le Paris des Lumières d’après le Plan de Turgot: 1734—1739. Paris: Réunion des musées nationaux, 2005. P.19-20.
Походный журнал 1717 года: [Юрналы 1717-го года]. СПб., 1855. С. 13.
Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып. 1. М.: Круг, 2004. С. 616.
D’Ans la Relation… // Le Nouveau Mercure (Paris). 1717, juin. P. 190.
Brice G. Description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable. 7e éd. revue et augmentée. T.2. Paris: F. Fournier, 1717. P. 151—155.
La France et la Russie au Siècle des Lumières: Relations culturelles et artistiques de la France et de la Russie au XVIII-e siècle. Paris, 1986. P. 172.
Шарандак Н. Портрет Петра I // Творчество. 1988. №8. С. 19—20.