Свод петровских памятников России и Европы

Тюменский Троицкий монастырь c захоронением митрополита Филофея (Лещинского)

Троицкий монастырь

Местоположение: г. Тюмень, Коммунистическая ул., 10

Мужской монастырь в Тюмени, основан, по преданию, выходцем из казанской Раифской пустыни (ныне – крупнейший действующий монастырь Казанской епархии РПЦ) иноком Нифонтом в 1616 году как Преображенский. Расположен на высоком Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры и Тюменки. В 1622 году игумен обители исходатайствовал на её содержание два рыболовных места и построил первую деревянную церковь во имя Преображения Господня.

Расцвет монастыря связан с именем митрополита Филофея (в миру Рафаил Богуславович Лещинский). Будущий иерарх родился в 1650 году в дворянской украинской семье, воспитание и образование получил в Киево-Могилянской коллегии, по окончании которой вступил в брак и служил приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где принял монашеский постриг и был избран экономом. В 1701 году назначен наместником Успенского Свенского монастыря. 4 января 1702 года рукоположен во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. В 1711 году принял схиму с именем Феодор и удалился на покой. С этого времени Сибирской епархией управлял митрополит Иоанн Максимович. В 1715 году Филофей вновь возглавил Сибирскую кафедру.

За время своего архипастырства Филофей открыл первую в Сибири архиерейскую школу в Тюмени, обратил в православие тысячи аборигенов, основал несколько монастырей, построил множество церквей. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей ныне признаётся духовным просветителем Сибири. В 1984 году он канонизирован РПЦ в лике святителей в составе Собора Сибирских святых.

Ансамбль монастыря, который митрополит Филофей планировал превратить в крупный миссионерский центр, сложился к середине XVIII века. В 1708–1715 годах был построен каменный четырёхстолпный Троицкий собор в формах «украинского барокко», что исследователи связывают с украинским происхождением тобольского митрополита, а также с масштабными ссылками и миграцией в Сибирь украинского населения в начале XVIII века. Храм увенчан тремя поставленными в ряд крупными восьмигранными барабанами, завершёнными восьмигранными куполами. По бокам от центрального барабана поставлены две малые главки. С севера к собору примыкает тёплый Успенский придел, на хорах устроены приделы Преображенский и прпп. Антония и Феодосия Печерских. После возведения собора монастырь был переименован в Троицкий.

К северу от Троицкого собора в 1717 году была митрополитом Филофеем была сооружена кирпичная трапезная церковь в формах «украинского барокко». Основной объём, относящийся к типу «восьмерик на четверике», завершался восьмигранным куполом, такое же завершение было поставлено над апсидой. С запада к церкви примыкала трапезная, над частью которой был помещён Боголюбский придел. Главный престол, первоначально Зосимо-Савватиевский, позже был переосвящён во имя Сорока мучеников Севастийских.

Митрополит Филофей скончался и был погребён в отстроенной им обители. Согласно завещанию, его похоронили при входе в Троицкий собор. В 1821 году над могилой устроили каменное надгробие, а над ним – небольшую металлическую сень. В 1890 году надгробие было переделано, на нём в деревянной резной раме разместили текст жития святителя Филофея. Рядом был помещён большой живописный портрет митрополита Тобольского. В таком виде могила свт. Филофея была запечатлена на фотографии С. М. Прокудина-Горского в 1912 году.

В 1726 году у южной стены монастыря для увековечения имени Петра I Филофей начал строить Петропавловскую церковь, однако 13 июня 1727 года он скончался, и храм был завершён лишь в 1755 году. Строил кирпичную надвратную церковь над южными Святыми воротами Семён Ульянович Ремезов, зодчий, географ, этнограф, картограф, историк Сибири. Крестообразное в плане здание в духе украинского зодчества завершено световым восьмериком над средокрестием и четырьмя малыми главками, увенчанными (первоначально) грушевидными куполами (заменены на луковичные в 1842 году). С восточной стороны к церкви примыкает массивная шатровая колокольня (1741), первоначально стоявшая отдельно, но позднее соединённая с храмом двухэтажной ризницей.

С трёх сторон монастырь был обнесён каменной стеной с двумя воротами, сооружение которых закончено в 1740-х годах.

В 1761 году при монастыре открылось духовное училище. До начала ХХ века Троицкий монастырь был одним из крупнейших мужских монастырей Сибири.

Монастырь закрыли в 1924 году, церкви использовались под архивохранилища и склады. Могила митрополита Филофея была разорена, надгробие и паперть разрушены, останки перенесены сначала в Вознесенский, а позднее в Благовещенский собор Тюмени, где они стали экспонатом открывшегося там Музея истории религии и атеизма. В 1932 году Благовещенский собор был взорван, а останки Филофея, согласно официальной версии, сожжены.

В 1940 году была снесена Сорокасвятская церковь. В следующем году в монастырских строениях расположилась одна из частей Тюменского военного гарнизона. В 1945 году архитектурный ансамбль Троицкого монастыря признали объектом культурного наследия, что спасло его от сноса, однако на его территории Горводоканалом, здание которого появилось на месте Благовещенского собора и Сорокасвятской церкви, были построены очистительные сооружения. В 1960 году монастырь передали областному управлению культуры. В 1988 году отреставрировали Петропавловскую церковь, где разместился Музей ремёсел. Тогда же Горводоканал выехал из монастыря, однако его сооружения оставались на его территории.

В 1996 году монастырь был передан Тобольско-Тюменской епархии, в 1997 году там было возрождено Духовное училище, в 2003 году обители возвращена Петропавловская церковь.

В Троицкий собор торжественно перенесены мощи митрополита Филофея, в действительности не утраченные, но тайно перезахороненные в Вознесенско-Георгиевской церкви Тюмени (1798, сохранилась и действует), где их обнаружили в 2006 году. В сквере у Троицкого монастыря установлен памятник святителю Филофею

Литература

Абрамов Н. А. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.

Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири, конец XVII–XVIII вв. Новосибирск, 1979. С. 182–183.

Проскурякова Т. С. Особенности сибирского барокко // Архангельское наследство. 1979, № 27, С. 147–160.

Акишин М. О. Пётр Великий и православная миссия среди народов Сибири // Меншиковские чтения — 2015: научный альманах. Вып. 6 (15). СПб., 2015. С. 10–31.

Бокарёв А. Троицкий Тюменский мужской монастырь [учётная карточка]// Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://temples.ru/card.php?ID=3736 (дата обращения 11.11.2020).