Свод петровских памятников России и Европы

Церковь Иконы Божией Матери «Знамение» в усадьбе князя Б. А. Голицына Дубровицы

Знаменская церковь

Местоположение: Московская область, Подольский р-н, пос. Дубровицы

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Статус: Памятник федерального значения

Впервые Дубровицы упоминаются в 1627 году как вотчина боярина Ивана Васильевича Морозова († после 1655), после которого Дубровицами владела его дочь Аксинья (Ксения), вышедшая замуж за князя Ивана Андреевича Голицына Младшего (†1690). С тех пор Дубровицы более чем на столетие стали родовым владением князей Голицыных, устроивших там усадьбу.

Знаменская церковь построена при князе Борисе Алексеевиче Голицыне (1654–1714) - воспитателе («дядьке») царевича Петра Алексеевича, бывшем значимой для царевича фигурой в период его детства и сыгравшем заметную роль в утверждении молодого царя на престоле. Б. А. Голицын сопровождал Петра в поездках царя к Белому морю, участвовал в Кожуховском и Азовских походах. Он содействовал организации регулярной русской армии и флота. Во время отсутствия Петра I, отправившегося в Западную Европу в составе Великого посольства, А. Б. Голицын вместе с Львом Кирилловичем Нарышкиным и князем Петром Ивановичем Прозоровским фактически возглавляли правительство. Назначенный судьёй Астраханский приказ, А. Б. Голицын впал в немилость и был отстранён от должности после начала в 1705 году восстания в Астрахани.

Помимо Дубровиц, Б. А. Голицыну принадлежали подмосковные усадьбы Вязёмы и Марфино, но именно Дубровицы были его любимым местом отдыха и предметом постоянной заботы.

Летом 1690 года рядом с тем местом, где в усадьбе стояла деревянная Ильинская церковь, был заложен каменный Знаменский храм. Специалисты предполагают, что в создании церкви участвовал итальянский архитектор, имя которого не установлено, и иностранные мастера. Церковь стоит на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Здание сложено из местного белого камня. По преданию, Пётр I давал свои наставления по убранству церкви, когда останавливался в Дубровицах по пути в Москву после взятия Азова. Действительно, царь бывал в Дубровицах не менее двух раз: 19 сентября 1695 года, возвращаясь из Первого Азовского похода, когда Пётр ужинал и ночевал у Б. А. Голицына; и 26 сентября 1696 года по пути в Москву из второго Азовского похода. Тогда в Дубровицах царь встретился с Патриком Гордоном и приказал ему идти с войсками в Коломенское, откуда 30 сентября войска торжественно вступили в Москву. Возможно, что тогда же царь и давал свои наставления по убранству строившейся церкви.

Работы по строительству Знаменского храма были в основном завершены к 1697 году, но его оригинальная архитектура, как будто, привела в смущение священнослужителей. Во всяком случае, освящение церкви московским митрополитом Стефаном Яворским состоялось только 11 февраля 1704 года. По преданию, на освящении присутствовал сам царь, подаривший храму церковную утварь, однако документального подтверждения этому не найдено.

В роскошном декоративном убранстве фасадов Знаменской церкви много новых приёмов, не свойственных русскому культовому зодчеству. На высоком стереобате стоит четырёхлепестковый в основании, высокий (42,3 м) прямой столп в три световых яруса, увенчанный кованой позолоченной короной. Храм обведён узкими открытыми галереями с веерообразными лестницами. Стены церкви снизу доверху покрыты белокаменной резьбой, фасады украшены круглой скульптурой. Двенадцать фигур апостолов разделяют грани восьмерика: восемь скульптур по его углам и четыре - перед окнами.

Внутреннее убранство храма не уступает по пышности внешнему. По стенам «рассажены» барочные херувимы в окружении чудесных растений. Итальянскими или швейцарскими декораторами выполнены горельефы с заключенными в картуши латинскими текстами.

Уезжая в 1713 году во Флорищеву пустынь, Б. А. Голицын забрал из Знаменской церкви драгоценную церковную утварь, чтобы передать её обители, где он собрался принять монашеский постриг.

При внуке Б. А. Голицына князе Сергее Алексеевиче в Дубровицах в 1750-1753 годах появились усадебный дом (перестраивался в начале XIX века и в 1870-е годы), конный двор, четыре флигеля и хозяйственные постройки. По-видимому, тогда же возведена отдельно стоявшая колокольня.

С 1781 года Дубровицами владели светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, с 1787 года – графы А. М и М. А. Дмитриевы-Мамоновы. С 1864 и вплоть до 1917 года хозяевами Дубровиц вновь были князья Голицыны.

В 1848–1850-х годах Знаменская церковь ремонтировалась под руководством архитектора Ф. Ф. Рихтера, причём необходимые для этого средства выделил император Николай I. Были позолочены корона и крест, поновлена скульптура, латинские надписи на стенах заменены надписями на церковнославянском языке. После ремонта храм вновь освятили в 1850 году.

Знаменская церковь является элементом усадебного ансамбля (памятник федерального значения), в который входят также главный дом середины XVIII века, позднее перестроенный в формах классицизма, регулярный парк, ограда с готическими воротами, служебные корпуса, «Кукольный домик» и другие постройки.

В 1917 году усадьба Дубровицы была превращена в историко-бытовой музей, который первоначально существовал на средства князей Голицыных и находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР. В 1925 году было принято решение о закрытии музея, исполненное через два года. В 1929 году закрыли Знаменскую церковь, в 1931 году взорвали колокольню с размещавшейся в ней церковью мчч. Адриана и Наталии. Утрачены усадебная ограда в виде зубчатой крепостной стены, кладбищенская Ильинская церковь. В 1947 году главный дом усадьбы передали Научно-исследовательскому институту животноводства, разместившему свои склады в Знаменском храме, который с 1960 года охраняется государством как памятник федерального значения.

В 1999 году Знаменская церковь возвращена церковной общине, на средства которой были проведены ремонтные работы, укреплён фундамент здания, началось восстановление внутреннего убранства. В 2000 году приход возвратил в храм сохранявшиеся во Всероссийском институте животноводства иконы уникального барочного иконостаса. В 2004 году в ходе реставрации, приуроченной к 300-летию освящения храма, в его интерьере восстановлены латинские стихотворные надписи.

Литература

Вельтман А. Ф. Обновление храма Знаменья Пресвятой Богородицы в селе Дубровицах. М., 1850.

Дмитриевский И. Дубровицы, знатное село. М., 1890.

Греч А. Дубровицы // Подмосковные музеи. Вып. 4. М.;Л., 1925. С. 69–113.

Ильин М. А. Подмосковье. М., 1966. С. 136–138.

Памятники архитектуры Московской области: Каталог в двух томах. Т. II. М., 1975. C. 124–127.

Дунаев М. М. К югу от Москвы. Изд. 2-е, перераб., доп. М., 1986. С. 69–81.

Тарунов А. М. Дубровицы. М., 1991.

Колосова А. Г. Дубровицы. М., 1997.

Поцелуев В. А., Петреев И. В. Подольск и его окрестности. М., 1999. С. 210–221.

Семёнов К. А. Усадьба Дубровицы: Церковь Знамения. М., 2006.

Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы: Аннотированный каталог с картой расположения усадеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 144–145.

Кувшинская И. В. Coronae species templum exhibit: Латинские надписи храма Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Аристей: Вестник классической филологии и античной истории. Т. 1. М., 2010. С. 189–209.