Свод петровских памятников России и Европы

Троицкое-Голенищево, патриаршая дворцовая усадьба с церковью Троицы Живоначальной (Москва)

Местоположение: Москва, Мосфильмовская ул., 18а (м. «Ломоносовский проспект», «Минская»)

Тип памятника: Усадьба

Голенищево – одна из старейших и главных митрополичьих, затем патриарших загородных резиденций. Располагалось на боковом склоне Воробьёвых гор, обращённом к реке Сетуни, при впадении в неё речки Раменки. Составляло пару с великокняжеской резиденцией Воробьёво на москворецкой кромке Гор.

Предположительно, двор основан митрополитом Киевским Феогностом (†1353). На рубеже XIV–XV веков Голенищево было любимой резиденцией митрополита Киприана, скончавшегося здесь же в 1406 году. Описание Голенищева в Житии свт. Киприана – ранний пример литературного оглашения московских урочищ. Житие Ионы (†1461) повествует об исцелении этим святителем «болярина» Василия Кутуза от зубной боли. По совпадению, новгородский посадник Василий Ананьевич Кутуз имел прозвище Голенище, откуда и двойная фамилия Голенищевых-Кутузовых; но предание (не житийное и не родовое) связывает фамилию и само чудо с Голенищевом.

При Иване III митрополит Геронтий перенёс свой двор на нынешнее место, ниже по течению Сетуни и выше по склону, на выразительный горный отрог «у Алексеева Чудотворцева сада», то есть у старого сада св. митрополита Алексия (†1378). Традиционное посвящение дворцовой церкви Трём Святителям Вселенским сменилось на новом месте посвящением ап. Иоанну Богослову, а с 1627 года, при патриархе Филарете (Романове) – Живоначальной Троице, после чего село стало именоваться Троицким-Голенищевом.

Существующая каменная Троицкая церковь возведена в 1644–1646 годах, при патриархе Иосифе, вместо деревянной, перенесенной в другое место. Расходная книга Патриаршего приказа свидетельствует, что строительство вёл каменных дел подмастерье Ларион Михайлов сын Ушаков по чертежу Антона (правильно: Антипы) Константинова, другого известнейшего мастера. Оба являются соавторами царского Теремного дворца в Кремле, построенного ранее. Константинов возводил также крепость в Вязьме с каменными башнями, а в период построения голенищевской церкви руководил строительством и реконструкцией Патриаршего дворца в Кремле. Упоминание архитектурного чертежа – редкость в средневековой русской традиции.

Столпообразная церковь архаизирующего аскетического стиля, с укороченным восьмериком на расчленённом пряслами четверике, с окнами-амбразурами верхнего света, увенчана шатром. Шатрами накрыты и боковые приделы, отнесённые к углам четверика и охватывающие центральный алтарь с боков. Шатровой была и колокольня, снесённая в 1860 году при расширении северной галереи-трапезной. Её заменила более высокая, стоящая на другом месте, также шатровая, стилизованная в духе XVII века.

Еще в 1644 году, при строительстве церкви, на патриаршем дворе делалось «палатное каменное дело». В 1692 году патриарх Адриан прибыл в Голенищево «для оглядывания новопостроенных каменных палат». Документы рубежа XVII–XVIII веков описывают дворец патриархов как каменный, надстроенный двухъярусными деревянными хоромами с теремом. Можно предполагать переход между дворцом и храмом. Палаты стояли традиционно, к западу от церкви, вероятно отделяя площадку двора от узкого языка берегового мыса. К югу от комплекса лежал «Верхний патриарший сад».

Из патриархов – современников Петра I – хозяевами Голенищева были Иоаким и Адриан.

Иоаким (в миру Иоанн, 1621–1690), патриарх Московский с 1674 года, принадлежал можайскому дворянскому роду Савёловых. Был сыном царского кречетника Петра Ивановича Савёлова. В молодости прошёл рейтарскую службу в полках нового строя, поручиком участвовал в занятии Киева (1654). В следующем году, потеряв жену и четверых сыновей (вероятно, от чумы), принял в Киеве монашеский постриг. Был строителем (игуменом) любимых монастырей патриарха Никона: Валдайского Иверского, а после опалы Никона – Ново-Иерусалимского. Архимандрит Чудова монастыря (1664), митрополит Новгородский (1672). В первый год своего патриаршества арестовал царского духовника Андрея Савинова. В царствование Фёдора Алексеевича вместе с Милославскими играл первостепенную роль в управлении государством. По указу Иоакима в 1681 году основана Типографская школа, ставшая базой для создания в 1687 году Спасских школ (Славяно-греко-латинской академии). В 1682 году патриарх принял сторону Нарышкиных, поддержав объявление царём десятилетнего Петра Алексеевича. 25 мая 1682 года, во время первого стрелецкого бунта, Иоаким совершил в Успенском соборе торжественный молебен о двух наречённых царях – Петре и его единокровном старшем брате Иване. 25 июня 1682 года в Успенском соборе Иоаким венчал Ивана и Петра на царство. 5 июля того же года в Грановитой палате вступил в «прение о вере» со старообрядцами, против которых были направлены решения Поместного собора, завершившегося в апреле того же года. В 1686 году принял под свой омофор Киевскую митрополию. В августе 1689 года поддержал Петра I в Троице-Сергиевом монастыре против царевны Софьи. В том же году провёл Собор, принявший покаяние Сильвестра Медведева в ереси. Настоял на высылке из Москвы иезуитов. Иоакиму был адресован донос пастора московской немецкой общины на путешествующего писателя-мистика Квирина Кульмана, который будет сожжен по указу царей Ивана и Петра в октябре 1689 года в срубе на Красной площади. В духовном завещании патриарх Иоаким просил царей не сближаться с иноземцами, не строить инославные храмы и разрушить существующие. Погребён в Успенском соборе.

Преемник Иоакима Адриан (в миру Андрей) впервые упомянут в 1678 году как архимандрит московского Чудова монастыря. Во время стрелецкого восстания мая 1682 года Адриан насильно и против собственного желания постриг в монахи Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца царицы Наталии, деда Петра I. Благословлял царя в перед началом Азовского похода 1695 года, после взятия Азова, по возвращении из Великого посольства. При Адриане по требованию патриарха Иерусалимского из Москвы были изгнаны греческие просветители братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к временному упадку Эллино-греческой (позднее – Славяно-греко-латинской) академии. Отношения царя и патриарха ухудшились после отказа Адриана в 1698 году насильно постричь царицу Евдокию Фёдоровну. В 1699 году Адриан, разбитый «параличной болезнью», отошёл от дел, поручив управление архидиакону Ионе Васильевичу Григорову. Умер в своей любимой резиденции – Николо-Перервинском монастыре 16 октября 1700 года, погребён в Успенском соборе. На траурной церемонии царь не присутствовал. После смерти Адриана Пётр не дозволил избрать патриарха, а позднее упразднил патриаршество.

Троицкое-Голенищево перешло не в Синодальное ведомство, а в казну. В 1729 году Пётр II подарил его своему фавориту князю Ивану Алексеевичу Долгорукову, но уже в следующем году, при императрице Анне Иоанновне, Голенищево было конфисковано со всем имуществом опальной княжеской семьи и вернулось в казну. Каменно-деревянный дворец патриархов упомянут в 1748 и 1752 годах, когда Голенищевом управляла Коллегия экономии. В эпидемию чумы 1771 года дворец использовался последний раз – как карантин, «предохранительный дом для сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили». В конце столетия разобран.

Церковь, служившая приходской, закрыта в 1935–1936 годах. Внутренне убранство утрачено. Реставрировалась в 1950-е и 1970-е годы. Возобновлена в 1991 году.

Литература

Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. М., 2004. С. 72–77.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4. М., 1995. С. 89–92.

Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы / под ред. И. Е. Бондаренко, И. Л. Бусевой-Давыдовой, С. В. Клименко, М. В. Николаевой. М., 2007. С. 334–335, 586–587.