Регион:

Авторы:

Свод петровских памятников России и Европы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Москва)

Храм Василия Блаженного

Местоположение: Москва, Красная площадь, 4

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Собор построен по приказу Ивана Грозного в 1555 –1561 годах в память о покорении Казанского и Астраханского ханств. Относительно имени архитектора мнения исследователей расходятся. Согласно научной версии, автором являлся псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По летописной и литературной традиции, Барма и Постник – разные зодчие. Третья версия приписывает авторство неизвестному итальянскому архитектору (утверждение голландского живописца, современника Петра I Корнелия де Бруина). В наше время сделаны предположения об авторстве английских, германских мастеров; последнее исследование, подготовленное к 445-летию основания памятника, поддерживает версию о строительстве собора итальянским архитектором эпохи Ренессанса, «способным перефразировать самые разные традиции – романские и готические».

После взятия Казани в 1552 году Иван IV приказал построить на Рву (глубокий Алевизов ров XVI века перед стеной Кремля засыпан в 1814 –1815 годах) деревянную Троицкую церковь. В 1554 году к ней пристроена Покровская церковь. На следующий год было решено строить вместо деревянного каменный храм «о девяти верхех».

Вокруг центрального, увенчанного шатром столпа симметрично разместили восемь столпообразных церквей. Храм не имеет главного фасада и рассчитан на всестороннее обозрение. Здание на белокаменном фундаменте и высоком подклете, сложенное из кирпича и расписанное «под кирпич» же, имело белокаменный декор и золотые главы. Монументальное снаружи, внутри оно представляет собой цепь связанных узкими переходами небольших церквей, окружённых галереей-гульбищем.

Главный, центральный престол освящён в честь Покрова Божией Матери (взятие русскими войсками Казани произошло 1 октября 1552 года, в день праздника Покрова Богородицы). Приделы освящены в честь Троицы Живоначальной, мчч. Адриана и Наталии (первоначально – в честь свмчч. Киприана и Иустины), свт. Николая Чудотворца Великорецкого, прп. Александра Свирского, прп. Варлаама Хутынского, свмч. Григория Армянского, свт. Иоанна Милостивого (первоначально – в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских), Входа Господня в Иерусалим. Этот последний придел посвящён памяти победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву.

В 1588 году над могилой Василия Блаженного, московского юродивого, устроен придел, давший обиходное название всему собору.

Первоначально Покровский собор венчали девять основных глав. Ещё шестнадцать маленьких были расположены вокруг центрального шатра. Храм был одним из самых высоких сооружений Москвы. В 1593 году после пожара маковицы церквей сделаны заново; их покрытия неоднократно изменялись и впоследствии. В конце XVII века открытые гульбища перекрыли сводчатыми кирпичными галереями взамен деревянных навесов, над лестницами возвели шатровые крыльца. Галереи, площадки и парапеты крылец покрыли росписью, вдоль фасадов разместили изразцовую надпись об истории строительства собора (уничтожена в 1772 году). В аркадах подклета освятили 13 престолов церквей «на Крови», стоявших ранее вдоль Рва. Отдельно стоявшую плоскую звонницу заменили шатровой колокольней.

В XVI–XVII веках во время праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) между Успенским собором и Входоиерусалимским приделом Покровского собора проходило Шествие на осляти – православный обряд, символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Митрополит (с 1589 года – патриарх) садился на коня, покрытого попоной и маской с длинными полотняными «ушами». Держа в одной руке Евангелие, а в другой крест, царь в сопровождении ближних людей вёл коня в поводу. За ним с пальмовыми ветвями шли бояре, окольничие, думные дворяне. Патриарха сопровождали духовные чины, замыкали шествие гости. На особой площадке везли вербу. Дорога между Успенским и Покровским соборами через Спасские ворота выстилалась алым сукном, уставлялась расписанными кадушками с украшенными вербами. Царь и патриарх в сопровождении высших чинов входили во Входоиерусалимский придел Покровского собора. Здесь патриарх возлагал на себя парадное облачение, а монарх – «царские одежды». После краткого молебна Шествие двигалось к убранному сукнами и бархатом Лобному месту, где ставили аналой с Евангелием и иконы. При чтении Евангелия патриарх поднимался на возвышение, вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы, благословлял народ.

Во времена Петра I и ранее, примерно с 1658 года, Шествие на осляти двигалось в обратном направлении – от Покровского собора в Кремль. Соправители Пётр I и Иван V принимали участие в Шествиях с 1684 по 1693 год. В 1690 году Пасха пришлась на период между смертью патриарха Иоакима и поставлением патриарха Адриана, и Шествия не было.

При ремонте Покровского собора в 1761 –1784 годах были заложены арки подклета, колокольню соединили пристройкой с основным объёмом храма; с центральной башни сняли дополнительные маленькие главки; здание изнутри и снаружи покрыли травчатым орнаментом; в центральном храме была сделана роспись, повторённая в 1845 –1848 годах.

Собор был разграблен войсками Наполеона, восстановлен сразу после окончания войны. В 1817 году отремонтирована, выложена камнем и увенчана чугунной оградой подпорная стена холма (архитектор О. И. Бове). В 1848 году фигурные главы приобрели современную многоцветную окраску. Во время реставрации 1890-х годов шатёр Покровской церкви освободили от железного покрытия XVIII века.

В 1920-е годы храм передали обновленцам. В 1923 году в нём разместили экспозицию Государственного исторического музея. Службы в храме были прекращены в 1929 году.

Собор возвращён Церкви в 1991 году, одновременно он остаётся филиалом Государственного исторического музея. Является памятником федерального значения. Входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса Московского Кремля и Красной площади.

Литература

Снегирёв И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы.. М., 1842-1845. С. 342-350.

Черский Л. Ф. Шествие на «осляти» (Вербное Воскресенье); Велик-день: Исторические рассказы времён царя Алексея Михайловича СПб, 1912. С. 3–15.

Кузнецов И. И. Московский Покровский и святого блаженного Василия, что на рву, собор святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы, в сем соборе почивающие. Спасские ворота. Лобное место. М., 1914.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1999. С. 188–192.

Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. Изд. 2-е, испр. М., 1983. С. 398–402.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М., 1994. С. 16–25. 

Романюк С. К. Кремль и Красная площадь. М, 2004. С. 263–282.

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях М., 2005. С. 310–317.

Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016.

Покровский собор, Храм Василия Блаженного // Государственный исторический музей [интернет-ресурс]. URL: http://www.saintbasil.ru/ (дата обращения 27.11.2020).