Свод петровских памятников России и Европы

Петровские ворота Петропавловской крепости

Местоположение: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Статус: Памятник федерального значения

Петровские ворота — старейшее триумфальное сооружение города, сохранившееся до нашего времени. Ворота являлись главным входом в Петропавловскую крепость со стороны первой петербургской площади – Троицкой, от которой на Заячий остров вёл деревянный мост. Архитектурное решение ворот отвечало их значительной роли в панораме строившегося города (закрывший вид на ворота Иоанновский равелин сооружён в 1730–1732 годах).

По мнению современных исследователей, каменные одноярусные ворота были сооружены одновременно с деревоземляной Петровской куртиной в 1703 году по проекту В. А. Кирштенштейна (в то время это был единственный вход в крепость).

В 1708 году Пётр I распорядился перестроить ворота по образцу крепостных ворот в Нарве. Согласно проекту, выполненному Д. Трезини, ворота представляли собой нарядный двухъярусный портал, нижняя каменная часть которого была прорезана аркой, с нишами по сторонам; а верхняя деревянная часть с аттиком украшена скульптурой и аллегорическими рельефами. В связи с каменным строительством Петровской куртины Д. Трезини в 1716–1717 годах перестроил верхнюю часть ворот в камне, обогатив скульптурно-пластическое оформление.

В тимпане аттика ворот помещён деревянный многофигурный рельеф «Низвержение Симона волхва» (скульптор И. К. Оснер). Это сюжет из «Деяний апостолов» о посрамлении апостолом Петром чародея Симона, желавшего при помощи бесов взлететь в небо, истолковывается как аллегория победы Петра I в Северной войне. В чертах лица апостола угадывается портретное сходство с Петром. Таким образом, Петровские ворота можно считать первым в Санкт-Петербурге памятником его основателю.

Над аркой ворот в 1720 году помещена массивная свинцовая фигура государственного двуглавого орла (мастер Ф. Вассу). В лучковом фронтоне — горельеф благословляющего Бога Саваофа. Часть деревянной скульптуры не сохранилась (две фигуры трубящих ангелов над фронтоном, фигура апостола Петра и аллегории Добродетелей). При перестройке ворот в их нишах помещены две скульптуры, атрибуты которых вызывают разные толкования (скульптор Н. Пино). Наиболее убедительна их атрибуция как «Благоразумие» (с зеркалом) и «Храбрость» (в образе Минервы). По бокам стояли статуи Марса и Нептуна (не сохранились).

В 1941 году Петровские пострадали от артобстрела и реставрировались в 1951–1952 годах архитекторами А. А. Кедринским и А. Л. Ротачом. В 1963 году были отреставрированы скульптуры в нишах и барельеф в аттике. Последняя реставрация Петровских ворот – памятника архитектуры федерального значения – прошла в 2005–2007 годах при участии итальянских специалистов.

Литература

Степанов С. Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и строительства. СПб., 2000.

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Петроградский район. СПб., 2004. С. 35–39.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 495–498. 

Баринова И. Н. К вопросу о программе петровских ворот Петропавловской крепости Санкт-Петербурга // Петровское время в лицах-2018. СПб., 2018. С 48-66.