Свод петровских памятников России и Европы

Памятный знак в честь пребывания Петра I (Дединово, Московская обл.)

Местоположение: Московская область, Луховицкий р-н, с. Дединово

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Статус: Не имеет

В 10 км к северо-востоку от города Луховицы на берегу Оки находится село Дединово (ранее Дедилово, Дедново), известное с XV века, – самое крупное из левобережных сёл на Оке. Дединово принято считать колыбелью русского военного флота. «1667 года июня в 19 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович … указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское [т.е. Каспийское] море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове». С этого указа началась история дединовской государственной верфи.

19 мая 1668 года был спущен на воду построенный на дединовской верфи первый русский военный двухпалубный трёхмачтовый фрегат. Он строился по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса фан Буковена русскими корабельными мастерами Яковом Полуэктовым и Степаном Петровым. Руководил работами боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Владелец тульских и каширских заводов Пётр Марселис обеспечил строительство железными изделиями.

Название «Орёл» корабль получил в честь русского государственного герба. Единственным достоверным изображением «Орла» является гравюра Конрада Деккера «Вид города Астрахани и фрегата “Орёл” с флотилией», выполненная по рисунку голландского путешественника Яна Янсена Стрёйса (1630–1694).

Первенец военного кораблестроения в России имел водоизмещение около 250 т., длину 24,5 м., ширину 6,5 м., осадку 1,5 м. Экипаж состоял из 58 человек и был вооружён 22 пищалями. Организация службы и действия членов экипажа в бою определялись 34 «статьями артикульными», явившимися прообразом первого морского устава российского флота. Командиром «Орла» был назначен голландец Давид Бутлер, иностранцами были и все матросы. На изготовление флагов для фрегата «Орёл» по указу царя Алексея Михайловича была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на самих флагах предписывалось изображать орлов. Вероятно, это породило легенду о том, что впервые в российской истории триколор был поднят на фрегате «Орёл». Однако остаётся неизвестным, как именно выглядели поднятые на «Орле» флаги. Именной указ об учреждении для торгового флота трёхцветного флага был подписан Петром I 20 января 1705 года. Но ещё ранее, во время плавания Петра I в Белом море в августе 1693 года, на яхте «Святой Пётр» был поднят «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал, сохранившийся до наших дней, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

В 1669 оду «Орёл» был переведён в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца. По одной из версий, в 1670 году корабль был захвачен и сожжён восставшими казаками Степана Разина. Однако, согласно ведомости осмотра «Орла» после подавления восстания Разина, фрегат действительно был захвачен бунтовщиками, но не использовался и несколько лет стоял на реке Кутум, пока не пришёл в негодность.

Российский военно-морской флот ведёт, однако, свою историю не от даты спуска первенца военного кораблестроения, а с 20 октября 1696 года, когда Пётр I «указал», а боярская Дума «приговорила»: «Морским судам быть…». В петровскую эпоху на воронежских и олонецких, архангельских вервях начали строить военные корабли. С основанием Санкт-Петербурга и Кронштадта для защиты России на Балтике был создан Балтийский флот. К 1725 году русский флот имел 130 парусных кораблей, а гребной флот насчитывал 396 кораблей. Высшим органом управления военно-морскими делами в 1718 году стала созданная по указу Петра I Адмиралтейств-коллегия, которой были переданы функции нескольких существовавших до этого флотских организаций.

Принято считать, что на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге голландский мастер Харман фан Болос в 1719 году воспроизвёл очертания «Орла». «Кораблик» стал одним из символов новой российской столицы.

От верфи в Дединове не сохранилось ничего, но в память о ней в 1966 году у места впадения реки Ройки в Оку возвели памятник – высокую стелу, увенчанную моделью первого русского военного корабля. На цилиндрическом основании монумента укреплён бронзовый картуш, на котором под рельефным изображением летящего орла размещён текст: «Здесь / 19 V 1668 г. / был спущен / на воду / фрегат / «Орёл» / первый / военный / корабль / России». В 2002 году деревянный кораблик на стеле был заменён бронзовым.

На родине первенца российского кораблестроения бывал и Пётр I. 20 мая 2020 года в Дединове прошла торжественная церемония открытия памятного знака, посвящённого пребыванию в селе Петра. Инициатором открытия памятника выступила администрация городского округа Луховицы. Спонсорскую помощь оказала предприниматель Е. М. Власова. Об авторе памятного знака сведений не обнаружено. На каменной стеле из чёрного мрамора выгравирован поясной портрет Петра I в рабочей одежде, с открытой головой, в его правой руке – топор, в левой – корабельная доска. По-видимому, портрет сделан со скульптуры в Санкт-Петербурге, известной под названием «Царь-плотник». В основании стелы размещена надпись: «ПЕТР ПЕРВЫЙ дважды посещал Дединово во время Первого Азовского похода: 2–3 (12-13) мая 1695 года и во время Каспийского похода 17 (28) мая 1722 года». Территория вокруг памятного знака благоустроена и ограждена.

Литература

Перечень дела о строении в селе Дедилове корабля Орла и других мореходный судов, и об отправлении их в Астрахань // Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. СПб., 1853. Т. V. С. 274.

Стрейс Ян Янсен. Три путешествия / Пер. Э. Бородиной; ред. А. Морозова. М., 1935.

Раскин Д. И. Русский флаг // Родина. № 3, 1990. С.41–44.

Шаблин А. А., Кочетков С. А. Дединово – село морское. Рязань. 1996. С. 148–225.

Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы: Аннотированный каталог с картой расположения усадеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. М., 2006. С. 92.