Регион:

Авторы:

Свод петровских памятников России и Европы

Памятный знак Н. Витсену в Евангелическо-Реформатской церкви (Москва)

Дом молитвы евангельских христиан-баптистов

Местоположение: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., 3 (м. «Китай-город», «Чкаловская», «Курская»)

Тип памятника: Памятный знак

Реформатская церковь в Трёхсвятительском переулке устроена в XIX веке, её здание и место не имеют отношения к петровской эпохе. Однако церковь и её община являлись преемниками Реформатского храма Немецкой слободы и части ее общины. Здесь хранится историческая реликвия, связанная с Петром I и его ближайшим кругом и напоминающая об исчезнувших памятниках петровской эпохи.

Первая в Москве реформатская церковь была построена по разрешению, данному в 1653 немецкому пастору Якову Кравинкину (†1677). Кирха была деревянной, обогревалась двумя изразцовыми печами. Находилась в Голландском (ныне Денисовский) переулке Немецкой слободы (современное владение № 25/58).

Немецкая слобода сложилась в 1652 году, когда за границы Москвы были выселены иностранцы неправославного вероисповедания. В слободе сконцентрировались протестанты (лютеране и реформаты) и католики. К рубежу XVII и XVIII веков в Немецкой слободе имелись две лютеранские церкви, одна реформатская и одна католическая. По меньшей мере три из них были заложены с разрешения, а то и при личном участии Петра I.

Прихожанами реформатской церкви были главным образом представители голландской общины Немецкой слободы, отчего церковь называли Голландской. От неё получил имя переулок. С последней четверти XVII века к голландцам присоединились женевцы (кальвинисты), среди которых наиболее знаменитым прихожанином был Франсуа (Франц) Лефорт.

Со временем реформатская церковь обветшала, денег на строительство новой у общины не было. Их решили собрать в Голландии, куда весной 1694 года специально ездил пастор Теодор Шондервурт. Средства пожертвовал амстердамский бургомистр Николай Витсен. Новая каменная церковь на 200 человек была построена в 1694–1695 годах рядом с деревянной, которую по окончании строительства разобрали. По некоторым данным, церковь хотели назвать Петровской, но царь своего соизволения не дал.

Николай Витсен (1641–1717) впервые побывал в России молодым человеком в 1664–1665 годах с голландским посольством. Витсен поддерживал тесные контакты с Андреем Виниусом, через которого помогал Петру I закупать первые корабли и галеры. В их числе были 44-пушечный фрегат «Святое пророчество» и образцовая галера, послужившая прототипом для галер первого Азовского флота. Еще до своего путешествия за границу Пётр находился в переписке с Витсеном, который в 1691 году сообщал ему свои соображения о развитии торговых сношений с Китаем и Персией. Они познакомились в августе 1697 года, во время Великого посольства, которому Витсен оказывал многочисленные услуги. В частности, он добился разрешения на обучение царя на верфях Ост-Индской компании, одним из содиректоров которой был. Фактически Витсен возглавлял прорусское лобби в Голландии. Так, он помог удержать страну от участия в Северной войне на стороне Швеции. Некоторое время Пётр I жил в доме Витсена. Последний раз Пётр повидал Витсена перед самой его смертью – в ходе своего европейского путешествия 1717 года.

В память о пожертвовании Витсена в новой церкви над дверью паперти была повешена чугунная доска с гербом жертвователя, содержавшим латинское изречение: «Labor omnia vincit» («Труд все побеждает») и с обвитой лавровым венком надписью: «Primium. ad Senatum. Holl. a. D. D. Ordin. Deputatus. post. D. D. Ord. General. Delegatus» («Сначала депутат господ сословий к Голландскому сенату, затем посланник господ Генеральных Штатов»). Внизу значился год «1694».

С Реформатской церковью связано важное историческое событие. 2 марта 1699 года в возрасте 43 лет скончался Франц Лефорт. Его похороны были невиданно пышными и стали первым светским траурным церемониалом в России. По образцу этой церемонии впоследствии погребали крупнейших военачальников, а затем и российских императоров. Отпевание происходило в реформатской церкви. Похоронили Лефорта, по-видимому, на кладбище Немецкой слободы, могила не сохранилась.

Реформатская церковь (как и вся Немецкая слобода) выгорела во время пожара 1812 года. Её не стали восстанавливать, а участок с обгоревшим зданием продали генерал-майору М. Я. Ломакину. Позднее участок приобрел купец В. И. Щапов, который завёл здесь текстильную фабрику. (Ныне в здании фабрики размещается Центральная городская библиотека имени Н. А. Некрасова.)

Вероятно еще в 1820-е годы молитвенный зал реформатов переместился ближе к центру Москвы, в Малый Трёхсвятительский переулок. Здесь стоял каменный дом с жилыми и нежилыми деревянными строениями. В 1834 году община купила этот участок в собственность у подпоручика Воейкова.

В 1865 архитектор Герман фон Ниссен перестроил старый дом, создав двухэтажное здание с молитвенным залом со стороны двора. В 1898 году в зале был установлен орган, изготовленный выдающимся органным мастером периода романтизма саксонцем Эрнстом Рёвером.

В новый храм прихожане перенесли мемориальную доску, которая уцелела после пожара 1812 года. Её укрепили на алтарной стене.

23 апреля 1917 года в помещении церкви открылся молитвенный дом евангельских христиан-баптистов. Реформатский приход к тому времени объединял всего 20 верующих, но продолжал свои богослужения вплоть до 1920 года. В советские десятилетия баптистский дом молитвы оставался единственным в Москве местом для протестантских богослужений. Так, в 1928 году он приютил в своих стенах древнейшую в Москве лютеранскую общину святого Михаила бывшей Немецкой слободы (ликвидирована в 1933 году, место кирхи – улица Радио, 17). В 1944–1945 годах баптисты в СССР объединились с евангелистами и с частью пятидесятников, создав Объединение евангельских христиан-баптистов. Службы в храме совершает также Центральная московская община адвентистов седьмого дня.

В 2013 году доска Витсена перенесена в притвор перед входом в зал, где торжественно открыта вновь в присутствии посла Королевства Нидерланды и российских официальных лиц. 

Литература

Цветаев Д. В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. М.: В университ. тип., 1886. [8], 462, LIX с.

Снегирев И. М. О начале и распространении лютеранских и реформатских церквей в Москве // Православное обозрение. Т. 9. 1862, сент. С. 29–49.

Fechner A. W. Chronik der Evangelischen Gemeinden in Moskau: zum dreihundertjährigen Jubiläum der Evangelisch-Lutherischen St. Michaelis-Gemeinde. 2 Bd. Moskau: I. Deubner, 1876.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995. С. 453–454.

Кирпичников А. Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николаса Витсена. СПб: Славия, 1995.