Свод петровских памятников России и Европы

Памятник в честь сооружения Мариинской водной системы

Местоположение: Вологодская обл., Вытегорский р-н, д. Старое Петровское

Тип памятника: Памятник инженерного искусства

Прорыв России к Балтийскому морю в начале XVIII века, потребности развивающегося Санкт-Петербурга вызвали необходимость создания новых внутренних коммуникаций. При Петре I была сооружена Вышневолоцкая и задумана Тихвинская водные системы. Петру I принадлежит также идея создания системы каналов и шлюзов, призванных соединить Волгу и Балтийское море. По петровскому указу Джон Перри начал изыскательские работы для определения места строительства каналов и шлюзов.

Английский инженер капитан Джон Перри в 1698 году по личному приглашению Петра I приехал в Россию и поступил на русскую службу. Перри участвовал в строительстве канала между Волгой и Доном, устройстве шлюзов на реке Воронеж, исследовал множество водных путей, в том числе и в районе Вытегры. Вследствие неприятностей по службе в адмиралтействе в 1715 году Дж. Перри отбыл на родину. В 1716 году он выпустил в Лондоне книгу о России, содержащую ценные сведения, в том числе относящиеся к истории строительства водных коммуникаций и российского флота при Петре I.

Согласно преданию, в 1711 году Пётр I лично исследовал водораздел между реками Ковжей и Вытегрой и на берегах реки Вытегры встречался и беседовал с местными крестьянами. В 1811 году место встречи «опознал» стопятнадцатилетний старец Пахом. Предание не находит, однако, документального подтверждения. Новый, 1711 год царь праздновал в Санкт-Петербурге у светлейшего князя А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Готовя Прутский поход, «для лутчаго исправления дел воинских», государь 17 января выехал в Москву, куда прибыл 21 января. Его путь лежал через Новгород и Тверь. Начиная Прутский поход, Пётр отбыл из Москвы 7 марта и вернулся из Ревеля (совр. Таллин) в Санкт-Петербург лишь 29 декабря 1711 года. Таким образом, в 1711 году Пётр I никак не мог успеть побывать в Вытегре.

Петровская идея о создании в России единой водной системы начала осуществляться при Павле I. На строительство канала между Вытегрой и Ковжей император своим указом разрешил ежегодно заимствовать из сохранной казны Воспитательного дома в Санкт-Петербурге по 400 тыс. рублей. Попечительницей Воспитательного дома была императрица Мария Фёдоровна, в честь которой впоследствии и была названа водная система. Сквозное движение по Мариинской водной системе открылось в 1810 году.

В память о Петре I в 1808 году в районе старого Мариинского канала, соединявшего Вытегру и Ковжу, примерно в километре от шлюза Святого Петра, был установлен памятник. Его автор – инженер-генерал Франц Павлович де Волан (François Sainte de Wollant), в то время служивший в Департаменте водяных коммуникаций, по проекту которого строился Мариинский канал.

Памятник представляет собой сложенный из гранитных плит стройный конический четырёхгранный обелиск, поставленный на основание кубической формы и увенчанный бронзовым шаром с двуглавым орлом (утрачен). Памятник окружён низкими гранитными столбиками, к которым крепятся якорные цепи, образуя ограду. Площадка вокруг памятника вымощена штакетником.

Считается, что памятник поставлен на том месте, где Пётр I отдыхал во время приезда в Вытегру (место указал старец Пахом). Об этом гласит текст, выполненный накладными буквами и размещённый на одной из четырёх чугунных досок, которые закреплены на гранях основания памятника: «Зиждитель пользы и / славы народа своего / Великiй Петръ здесь, / помышляя о судоходствħ, / отдыхалъ на семъ / самомъ местħ въ 1711 году / благоговħйте сыны Россiи».

На остальных трёх гранят постамента находятся такие же доски со следующими текстами: «Щедрым предстательством / Императрицы Марии / начат сей канал 1799 году / по повелению Супруга Ея / Императора Павла I-го / довершен при Сыне Ея / Императоре Александре I-м / по повелению коего / монумент сей сооружен». «Петрову / мысль / Марiя / свершила». «Въ ознаменованiе / любви / къ отечеству / каналъ сей / наименованъ / Марiинским]».

Первоначально все тексты были высечены прямо на основании памятника, но постепенно они стёрлись. В 1965 году на одном из ленинградских заводов были отлиты чугунные доски, которые были укреплены на памятнике и в хорошем состоянии сохранились до нашего времени.

В литературе встречается ошибочные сведения, что этот обелиск в 1960-е годы был перенесён в город Вытегру и установлен на берегу одного из уцелевших старых каналов Мариинской водной системы. Действительно, в Вытегре стоит обелиск, также посвящённый окончанию строительства Мариинской водной системы, однако он по форме несколько отличается от монумента, созданного де Воланом. Вытегорский обелиск ниже и скромней (категория охраны памятника не установлена). На четырёх гранях его основания также размещены тексты, рассказывающие об этапах строительства водной коммуникации: «Новый соединительный каналъ между рħками Вытегрою и Ковжею. Начатъ въ1882 г. окончен въ 1886 г. в царствованiе ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го”; «Канал сооруженъ въ управленiе Министерствомъ п. с. генералъ-адъютанта адмирала Посьета, при директорħ департамента шоссе и вод. сообщенiй тайн. сов. инженерħ Фадħевħ»; «Работы началъ инж. Мицевичъ, окончилъ инж. Звягинцевъ, техническое присудствiе составляли: начальникъ Вытегорскаго округа инж. Эйдригевичъ, инж. Бернадскiй и начальникъ работъ»; В «Раздħльный плесъ новаго канала ниже раздħельнаго плеса стараго на 4,32 саж. Работа предпринята по мысли инж. Мысловскаго, по направленiю, избранному инж. Бучацкимъ, и исполнена подрядчиками отставными инженерами Михайловскимъ и Яфимовичемъ, и их уполномоченнымъ инж. Доманевским».

До начала ХХ века неподалеку от обелиска на Старом Петровском канале сохранялась деревянная «Петровская часовня» (часовня апп. Петра и Павла, 1809), к которой можно было пройти через высохшее русло старого Мариинского канала. Часовня была приписана к церкви при селении Петровский Выселок, образовавшемся из селения при упразднённом шлюзе Святого Петра. Считалось, что часовня стоит там, где некоторое время в землянке жил Пётр I, исследуя местность, в которой по его указу производились изыскательские работы. Эту часовню в разное время посещали члены царствовавшего дома.

В течение XIX века водная система неоднократно реконструировалась и модернизировалась: увеличивалось количество шлюзов, спрямлялись крутые изгибы рек, углублялся фарватер. Мариинская система действовала вплоть до ввода в эксплуатацию в 1964 году Волго-Балтийского канала. В настоящее время примерно в километре от деревни Старое Петровское находится действующий шлюз Ново-Мариинского канала, построенного в 1886 году. Именно по случаю окончания сооружения этого канала был поставлен обелиск в городе Вытегре.

Похожий памятный знак, выполненный в чугуне в форме обелиска, был установлен в 1909 (?) году на берегу канала Вознесенье—Вытегра в честь окончания его строительства. Тогда на цоколе памятника были выполнены следующими надписи: «Онежскiй каналъ сооруженё повелħнiемъ государя императора Николая Павловича въ 1851 году»; «Каналъ сей сооруженъ въ управленiе путями сообщенiя и публичными зданiями генералъ-адъютанта графа Клейнмихеля». В настоящее время надписи следующие: «Канал в обход Онежского озера от реки Вытегра до реки Свирь в составе Мариинской системы. Построен в 1818–1820 гг. и 1845–1852 гг.». Этот памятник монументального искусства федерального значения (поставлен под охрану государства в 1974 году) также сохраняется до сих пор, правда, со значительными утратами. Обелиск находится рядом с поселком Вознесенье (совр. Подпорожский р-н Ленинградской обл.). В литературе встречаются сведения, что этот типовой обелиск в 1950-х годах был перенесён из деревни Чёрные Пески (ныне не существует, находилась в районе мыса Борового, в 22 км к западу от Вытегры) и установлен вместо пропавшего после Великой Отечественной войны оригинального обелиска.

Литература

Львов П. Ю. Петр I – творец Мариинского канала // Отечественные записки. Сентябрь, 1821. C. 277–308.

Перри Дж. Состояние России при нынешнем царе / пер. с англ. О. М. Дондуковой-Корсаковой. М., 1871.

Петрашень И. В. Мариинская система. 1810–1910. СПб., 1910.

По трассе пяти морей / ред.-сост. В. М. Малков. Архангельск, 1965.

Чистиков А. Н. Мариинская водная система. СПб., 2011.