Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия Российского флота»

Регион:

Авторы:

Свод петровских памятников России и Европы

Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия Российского флота»

Местоположение: Москва, Берсеневская наб. (м. «Октябрьская», «Кропоткинская»)

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Статус: Памятник федерального значения

Памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота», выполненный по заказу правительства Москвы скульптором З. К. Церетели, установлен 5 сентября 1997 года на искусственном острове у стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала.

Начало созданию Российского флота было положено в царствование Петра I. Официальной датой его рождения принято считать 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала указ «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова», где постановила: «Морским судам быть». В результате этого исторического решения в России началось строительство флота. В 1696-1725 годах были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Россия одержала первые крупные победы в морских сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам и завоевала господство на Балтийском и Каспийском морях.

Фигура Петра I помещена на парусном корабле, водруженном на ростральный постамент. Пётр, облачённый в доспехи, стоит у штурвала корабля, который он держит левой рукой. В правой – поднятой вверх – руке Пётр держит свиток. Молодой царь, по-видимому, должен ассоциироваться с созидательными силами России.

В техническом плане 96-метровый памятник – самый высокий в России - является уникальным инженерным сооружением. Части памятника собирались отдельно друг от друга. На несущий каркас монумента, выполненный из нержавеющей стали, крепятся бронзовые детали облицовки. Ванты корабля, выполненные также из нержавеющей стали, сплетены из нескольких тросов и закреплены так, что их подвижность исключена. Паруса, изготовленные из меди методом выколотки, имеют внутри пространственный металлический каркас для уменьшения их веса. Бронза, из которой отлита фигура Петра, подвергалась пескоструйной обработке, патинировалась и покрывалась воском и лаком, защищающими её от негативных атмосферных явлений. Свиток в руках Петра позолочен, позолочены и Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры.

Ростры, украшающие постамент памятника, толкованы с нарушением традиции их изображения. Они должны представлять собой трофеи с вражеских кораблей. Однако каждый ростр памятника увенчан Андреевским флагом, который к тому же должен вывешиваться не на носу, а на корме.

Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлен фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля. Внутри памятника установлена лестница для наблюдения за состоянием конструкции.

Известно, что по первоначальному замыслу памятник был посвящен 500-летию открытия Америки, а фигура у штурвала являлась Христофором Колумбом. Однако вследствие отказа правительств ряда стран от приобретения монумента, он был переработан и приурочен к событиям российской истории.

Памятник вызвал оживленные споры о внешнем виде и ценности для города. Журнал «Столица» провёл акцию по сбору подписей против установки памятника. После отставки мэра Москвы Ю. М. Лужкова в 2010 году возникла дискуссия о возможности демонтажа памятника, продолжающаяся по сей день.

Литература

Ден Д. История российского флота в царствование Петра Великого / пер. с неизд. англ. рукописи гр. Е. Путятин. СПб., 1897.

Материалы для истории русского флота: [в 17 частях[. Ч. 1-4 / под ред. С. И. Елагина. СПб., 1865-1867.

Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. Вып. 1. СПб., 1893.

Аренс Е. И. Русский флот: Исторический очерк. СПб., 1904.

Житков К. Г. История русского флота. Период Петровский, 1672-1925. СПб., 1912.