Свод петровских памятников России и Европы

Мост Петра Великого

Большеохтинский мост

Тип памятника: Памятник инженерного искусства

Мост Петра Великого сооружён в той части Петербурга, которая связана с событиями, предшествовавшими основанию города. На правом берегу Невы, на мысу, образованном впадающей в Неву рекой Охтой, находилась шведская крепость Ниеншанц. Взятие 1 мая 1703 года Ниеншанца, переименованного в Шлотбург предопределило выход русского войска в устье Невы и основание Санкт-Петербурга.

Закладка моста произошла в дни празднования 200-летия Полтавской победы, 26 июня 1909 года. На порталах арочных ферм помещены надписи, указывающие годы строительства: «1908 – Мост Императора Петра Великого -1911». На самом деле строительные работы продолжались до 1913 года. Название Большеохтинского, которое мост носил с 1918 года, тоже не совсем соответствует действительности: Охтинский мыс – это левый берег реки, именуемый Малая Охта.

Необходимость переправы, связывающей район Смольного с Охтинскими слободами, возникшими на месте разорённого Ниеншанца и шведского города Ниена (Nyen), была очевидна уже в 1820-е годы. Однако до постройки моста Императора Петра Великого здесь существовала лишь паромная переправа. Обсуждение вопроса о строительстве моста затянулось в Городской Думе с 1887 до 1901 года, когда был объявлен международный конкурс на лучший проект. В течение 12 месяцев на обсуждение поступило 16 проектов, в том числе из Франции, Голландии, Испании, США и Австро-Венгрии. Ни один из них не был признан удовлетворительным, а для дальнейшей разработки принят внеконкурсный проект под названием «Свобода судоходству».

Авторы проекта, профессор Николаевской инженерной академии полковник Г.Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В.П. Апышков, предложили конструкцию из трёх пролётов: центрального разводного и двух боковых, проезжая часть которых подвешивалась к протяжённым арочным фермам. Таким образом, проект оправдывал свой девиз: благодаря уменьшению числа мостовых опор сечение русла уменьшалось всего на 9,4%, тогда как у Благовещенского моста эта цифра составляет 19,7%.

Авторам было предложено доработать проект, окончательно утверждённый в сентябре 1907 года. Необходимость скорейшего начала строительства моста была подтверждена трагическим происшествием: весной того же года опрокинулся и затонул пароход «Архангельск», осуществлявший паромные перевозки, что повлекло за собой человеческие жертвы.

Договор на строительство моста был заключён 7 июля 1908 года с варшавской фирмой «К. Рузский и К˚». 48-метровый разводной пролёт с механизмом, позволяющим раскрыть створки моста за 0,5–2 минуты, выполнен на Петербургском Металлическом заводе. Это первый из мостов через Неву, где разводка осуществлялась в центральной части. Неподвижные боковые пролёты длиной по 136 м считались крупнейшими в Европе.

Работы предполагалось закончить ровно за три года, но формальное открытие состоялось только 26 октября 1911 года. Постройка моста обошлась в 4,4 млн. руб.

Две ажурные фермы высотой 22,6 м и грузные башни-маяки разводного пролёта моста Петра Великого стали своеобразной доминантой этого района Петербурга, в целом слабо организованного в градостроительном отношении. Трудно согласиться с критиками этого выдающегося инженерно-технического сооружения, обвинявшими авторов в преувеличении масштабов и претенциозности декоративного решения в стиле модерн. Наоборот, более чем через сто лет после сооружения моста, очевидно, что он продолжает оставаться одним из самых значительных памятников петербургской архитектуры начала ХХ века. Любопытно, что мост стал объектом питерского фольклора: существует легенда, будто одна из миллиона заклёпок на мостовых конструкциях отлита из чистого золота, но закрашена.

На облицованных колотым гранитом башнях на южной стороне разводного пролёта укреплено шесть памятных досок, сообщающих имена авторов проекта и строителей моста, а также основные технические данные. Длина моста 339,2 м, ширина 23,4 м. Масса всех металлоконструкций 8920 тонн.

Первые ремонтные работы на мосту понадобились через шестьдесят лет его успешного функционирования, в 1971 году. Капитальный ремонт, начатый в 1991, закончился в 1997 году. На въездах на мост сооружены путепроводы над проезжей частью набережных: на правом берегу в 1983, на левом – в 2000 году. Тогда же была введена в строй эффектная художественная подсветка, в которой задействовано 1300 ламп, фонарей и прожекторов.

С 1991 года официальное название Большеохтинского моста было изменено с возвращением ему имени Петра Великого.

Литература

Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга. СПб., 2002.

Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986.

Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник. СПб., 1999.