Свод петровских памятников России и Европы

Крепость Кронштадт

Местоположение: г. Кронштадт, крепость Кронштадт

Тип памятника: Памятник фортификации

Статус: Памятник регионального значения

7 октября 1723 года на Котлинк – острове в Финском заливе в 20 км западнее Санкт-Петербурга, Пётр I по собственному чертежу заложил регулярную крепость, которую назвали Кронштадтом (от нем. Krone – корона и Stadt – город). К этому времени на Котлине уже были построены крепости «Кроншлот», «Новый Кроншлот», «Святой Александр», форт «Цитадель» и сооружены пять батарей, созданы удобные гавани, началось строительство канала, дока, так называемых Губернских домов, остров активно заселялся. В 1720-х годах Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

Основание крепости на Котлине было вызвано необходимостью обороны уже отвоеванных у шведов в ходе Северной войны невских берегов и подступов к строившемуся Санкт-Петербургу. Оно стало событием государственной важности. В церемонии участвовали император с императрицей, а также президенты коллегий и коллежские советники. В «Походному журнале» записано: «... во втором часу пополудни заложили таким образом: перво был молебен с водоосвящением и на молебне именована Кронштат, а по молебне наперед сам его величество изволил положить три дернины, потом ея величество государыня императрица изволила положить також три дернины, после того протчие все по одной дернине; и как положили все, то его величество угол обрезал, как быть болверку». После залпа пушек Кроншлота солдаты и матросы приступили к укладке дёрна и заложили погреб.

Предполагалось фронты крепостной ограды возводить по первой системе голландского инженера Менно фон Кугорна: фланги бастионов соединить куртинами, перед которыми расположить реданы. Западная часть крепости состояла из шести бастионов – Преображенского, Семёновского, Ингерманландского, Лефортовского, Бутырского и Морского, названных так в честь строивших их полков. В восточной части запроектировали двухбастионный, а в северной — четырёхбастионные фронты.

3 ноября 1724 года главным командиром Кронштадта был назначен вице-адмирал Пётр Иванович Сиверс, под руководством которого и продолжилось строительство. К началу 1725 года в основном закончили западную часть оборонительной ограды со рвом.

Грандиозный план строительства полностью осуществить не удалось. Ещё при жизни императора отказались от идеи сооружения на территории крепости системы каналов. После смерти Петра I отошли и от системы Кугорна. Пётр II указал составить новый проект Кронштадтской крепости, предполагавший возведение укреплений по простой бастионной системе французского фортификатора Себастьена де Вобана.

По новому проекту в 1729 году под руководством подполковника А. де Кулона начались работы в северной части крепости, завершившиеся в 1734 году. Согласно указу императора, за работами в крепости наблюдал генерал-фельдмаршал Б. К. фон Миних.

В конце правления Анны Иоанновны обострившиеся русско-шведские отношения грозили перейти в военный конфликт, и правительство решило привести в порядок укрепления Кронштадта. В начале 1739 года Адмиралтейская коллегия дала оценку состояния укреплений крепости, наметила план первоочередных работ по их развитию и ремонту. .В июле 1739 года изменили профили флангов, завершили строительство восточной части крепостной ограды. Крепость спешно готовили к военным действиям, однако основные события русско-шведской войны 1741–1743 годов происходили вдали от Кронштадта – на территории Финляндии.

Повреждения Кронштадтской крепости наносила не неприятельская артиллерия, а природная стихия. Фортеция значительно пострадала от наводнений 1726 и 1752 годов. В 1757 году сильнейшая буря сильно повредила крепостные верки, после чего внешнюю часть строений стали отделывать камнем.

В 1788 году, когда Швеция снова объявила войну России, Кронштадтскую крепость привели в боевую готовность. Из Санкт-Петербурга на Котлин доставили оружие и боеприпасы. Однако победы, одержанные русским флотом близ острова Гогланд (1788) и у Красной горки (1790) отвели угрозу неприятельского нападения на столицу.

К началу XIX века значительно увеличилась дальнобойность орудий, и это потребовало удаления передовых позиций от Кронштадта. Напряженность международной обстановки и начавшаяся в 1805 году война с Наполеоном заставили русское правительство обратить внимание на состояние крепости. В 1806 году было решено укреплять косные (находившиеся на косе) верки и строить новые морские батареи.

7 ноября 1824 года в Кронштадте произошло самое разрушительное наводнение, когда вода поднялась на 410 см и затопила почти весь Котлин, причинив огромные разрушения крепости. После наводнения на острове сначала приступили к восстановлению гаваней и морских сооружений, затем – самой крепости. На западном фронте возвели две оборонительные казармы с каменными полубашнями; восстановили ров и плотины. С тыльной части северной крепостной стены были построены три одноярусных полубашни и четыре двухэтажных оборонительных казармы; был сооружён четырёхметровый земляной вал, отделивший крепостную стену от залива. На восточном фронте построили крепостную стену с двухэтажной казармой, Петербургские крепостные ворота и земляной вал. Северный и восточный фронты соединили оборонительной башней.

В годы Крымской войны, во время которой использовались корабли с винтовыми движетелями, с северной стороны Кронштадта в заливе стали сооружать подводные ряжевые преграды. К концу XIX века возле Котлина возвели семнадцать морских фортов, построили десятки километров ряжевых, свайных и каменных преград. В начале XX века начали строительство бетонных укреплений.

В марте 1921 года Кронштадт был занят восставшими гарнизоном, членами экипажей кораблей Балтийского флота, выступившими против большевистской диктатуры. В 1920–1930-х годах крепость модернизировалась, её форты стали основой укрепрайонов. В годы Великой Отечественной войны крепостные орудия вели активную контрбатарейную борьбу и поддержали наступление советских войск в январе 1944 года.

В 1960 году во второй западной оборонительной казарме начала работать Мореходная школа Военно-Морского Флота России. В конце 1995 года был основан Морской кадетский корпус, который расположился в первой оборонительной казарме. До 1996 года Кронштадт был закрытым городом.

Сейчас город-порт Кронштадт, расположенный на Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива, является единственным населённым пунктом (городом) Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Литература

Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт. Кронштадт, 1904.

Розадеев Б. А., Сомина Р. А., Клещева Л. С. Кронштадт: Архитектурный очерк. Л., 1977.

Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость. Л., 1988.

Беспятых Б. Н. Петербургские наводнения при Петре I: Краткая история. СПб., 2012.