Донской монастырь

Регион:

Свод петровских памятников России и Европы

Донской монастырь

Местоположение: Москва, Донская пл., 1 (м. «Шаболовская»)

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Статус: Памятник федерального значения

Монастырь расположен за Земляным городом (несохранившимися городскими стенами), но в пределах Камер-Коллежского вала (земляной насыпи, учреждённой в 1742 году в качестве таможенной границы Москвы), за Москвой-рекой. Мужской Донской монастырь основан царём Фёдором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Монастырь занял место воинского стана – «гуляй-города», в походной церкви которого при отражении врага находилась чудотворная Донская икона Богоматери.
В 1591–1593 годах на месте походной церкви построен собор в честь Донской иконы Божией Матери (Малый, Старый). В 1677–1679 годах, при царе Фёдоре Алексеевиче, к первоначальному одноглавому квадратному в плане храму пристроили колокольню и трапезную с приделами прп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата – в память о победах над турецко-крымскими войсками на Украине (Чигиринские походы).

В 1683 году по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Донской монастырь получил архимандрию (ранее управлялся игуменом). Царевна часто посещала обитель, последний раз она была здесь за несколько дней до своего свержения, на литургиях по случаю престольного праздника 18 и 19 августа 1689 года.

В 1684 году, в преддверии Крымских походов, по обету царевны Екатерины Алексеевны, единокровной сестры Петра I, при участии царевны Софьи в обители заложили второй (Большой) собор. Почти завершенное строительство было прервано в 1686 году, на время Крымских походов и борьбы Петра I с царевной Софьей. Собор освящён в 1698 году, и также во имя Донской иконы, сопровождавшей русское войско в Крымских походах. Крестообразный в плане, со скругленными рукавами креста, мощный объём собора поднят на двухъярусную арочную галерею и венчается пятью высокими куполами, поставленными по сторонам света. Наличники окон нижнего этажа с разорванными фронтонами типичны для «нарышкинского барокко».

В 1704 году настоятелем монастыря был назначен глава Имеретинской грузинской церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С тех пор обитель приобрела статус центра русско-грузинских связей. В 1712 году царь Имеретии и Кахетии в изгнании Арчил II устроил в подклетной части Большого собора церковь-усыпальницу во имя Сретения Господня над могилами своих сыновей Александра, Матвея и Давида.

Арчил II Вахтангович Багратиони (1647–1713) приезжал в Россию дважды. Первый раз – при царе Фёдоре Алексеевиче; вскоре возвратился на престол Имеретии. Второй раз – по приглашению Петра I в 1699 году, попросив убежища от персидской и турецкой экспансии. До конца дней прожил в Москве, посвятив себя литературной работе: завершил поэтический сборник «Арчилиани», в который вошли многие его литературные опыты. В особом послании воспел Полтавскую битву и Петра I. Устроил в подмосковном Всехсвятском первую грузинскую типографию, где в 1705 году была издана первая печатная книга «Давитни» (псалмы). (От усадьбы сохранилась церковь Всех Святых 1730-х годов, возведенная его дочерью царевной Дарьей-Дареджан Арчиловной – Ленинградский просп., 73-а).

Царевичи Александр и Матвей Арчиловичи остались в России после возвращения их отца на престол в 1684 году. Александр (1674–1711), пользовавшийся в России титулом царевича Имеретинского, стал другом юности Петра I, принимал участие в манёврах петровских «потешных» войск. Женился на дочери Ивана Михайловича Милославского, после её смерти унаследовал Всехсвятское, ставшее центром первой московской грузинской колонии (ныне район Сокол в черте Москвы). В 1697 году царевич Александр в составе Великого посольства отправился в Западную Европу, изучал артиллерийское дело в Гааге. По возвращении назначен «начальником пушкарского дела» в звании генерал-фельдцейхмейстера, с поручением модернизировать русскую артиллерию. В «Нарвской конфузии» 1700 года Александр Арчилович захвачен шведами в числе 79 русских генералов и офицеров и со всей русской артиллерией. Содержался в Стокгольме до 1710 года. Не соглашался на предложенный Карлом XII выкуп ценой 10 тонн золота. Всё это время Петр I сохранял за царевичем Имеретинским звание генерал-фельдцейхмейстера. Освобождённый после Полтавской победы, Александр Арчилович скончался на пути в Россию в шведском городке Питео (Piteå) и был похоронен в Большом соборе Донского монастыря.

Здесь же в 1711 году царь Арчил перезахоронил останки супруги царевича, Феодосьи Ивановны, урожденной Милославской (†1689), первоначально упокоившиеся в Новодевичьем монастыре. Сюда же Арчил перенёс из Новодевичьего прах своих сыновей Матвея (1676–1693) и Давида (1682–1688). А в 1713 году в Сретенской церкви был погребён сам царь Арчил. Рядом с ним и его сыновьями покоятся супруга царя Екатерина (Кетеван) Давыдовна и царевна Дарья (Дареджан) Арчиловна.

В Сретенской церкви погребены также члены семьи царя Картли в изгнании Вахтанга VI: его супруга царица Русудан (†1740); сыновья – великий историк и географ Грузии царевич Вахушти Багратиони (†1758); царь Картли в изгнании Бакар III Вахтангович (в русской традиции – царевич, поскольку принял российское подданство; †1750); царевич Георгий Вахтангович (†1786).

Царь Вахтанг VI Леванович Багратиони (1675–1737), писатель, переводчик, законодатель, инициатор свода грузинских летописей, поддержал Петра I в его Персидском походе, но был вынужден покинуть Картли после занятия Тбилиси турецкими войсками. В 1724 году получил убежище в России. Прибыл с семьей в Москву уже после смерти Петра. Получил, кроме дома в Москве, бывший царский дворец на Пресне, вокруг которого образовалась Грузинская слобода. Погребен в Астрахани.

Здесь же похоронены владетели Мингрелии князья Дадиани и другие представители грузинской царской династии и княжеских родов.

Дарья Арчиловна Багратиони в 1729 году назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам монастыря, совершавшим богослужения в Сретенской церкви. Тогда же на её средства храм был расширен, пол выложен чугунными плитами.

В 1686–1711 годах территория монастыря обведена мощной кирпичной стеной с двенадцатью башнями, украшенными резными белокаменными деталями. Ограда с башнями начата строительством на средства царской казны и завершена на пожертвования вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова Ирины Симоновны (по второму мужу — Курбатовой). Я. А. Кириллов принял постриг в Донском монастыре и погребён в Малом соборе.

В 1700 году Донскому монастырю – одному из богатейших в России – принадлежало 1510 крестьянских дворов. Архимандрит Иерофей в 1721 году был назначен советником Синода, а монастырь поступил в непосредственное ведение Синода.

В 1713–1714 годах на средства царицы Прасковьи Фёдоровны, вдовы царя Ивана V Алексеевича, и их дочери царевны Екатерины Ивановны на широком гульбище Святых ворот поставлена церковь Тихвинской иконы Божией Матери – замечательный памятник «петровского барокко». Черты «нарышкинского стиля»: лепестковый план, ярус звона над храмом, сложные фронтоны наличников – сочетаются в ней с формами нового века – волютами на гранях и «полуглавиями» (полуциркульными изгибами карнизов). Церковь освятил местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Кованая ограда гульбища возведена в 1716 году, перестроена в 1734-м на средства императрицы Анны Иоанновны.

Архитектурный ансамбль монастыря хорошо сохранился. В 1730–1753 годах в западной части монастырской ограды сооружены новые ворота с колокольней по проекту архитекторов П. А. Трезини и А. П. Евлашева. В 1745–1750 годах возведены архимандритские покои, братские кельи и хозяйственные сооружения. В 1796–1798 годах построена небольшая церковь прп. Александра Свирского, ставшая усыпальницей графов Зубовых. Позже в монастыре построены: церковь Архангела Михаила с усыпальницей князей Голицыных (1806–1809), церковь свт. Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных (1888–1891, арх. А. Венсан), церковь прп. Иоанна Лествичника с усыпальницей семьи Терещенко (1896–1897).

Юго-восточную часть монастыря занимает выдающийся по историческому и художественному значению некрополь. Здесь покоятся многие выдающиеся люди – поэты, писатели, архитекторы, учёные, деятели Белого движения, жертвы Красного террора. С юга к монастырю примыкает Новое Донское кладбище.

В 1918 монастырь был официально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов. В 1922–1925 годах в корпусе у Святых ворот содержался под арестом, а после освобождения жил и умер патриарх Тихон (погребён в Малом соборе). В 1929 году закрыты все монастырские храмы. К 1927 году церковь благ. Анны Кашинской и прп. Серафима Саровского на Новом кладбище (1904–1914) переделана под крематорий. Постепенно все постройки бывшего монастыря заняли различные учреждения, при этом здания перестраивались. В 1929–1934 годах на территории монастыря действовал Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году в бывшем монастыре открыли филиал Музея архитектуры. Сюда были свезены фрагменты разрушенных московских построек – церквей Успения на Покровке, Николы в Столпах, Сухаревой башни, горельефы храма Христа Спасителя, Триумфальной арки и других. В 1946 году в Малом соборе возобновились богослужения.

В 1991 году Донской монастырь – памятник федерального значения – передан Московскому патриархату. Монастырь возобновлён, имеет статус ставропигиального. Современные благотворители на свои средства в 1997 и 2000 годах на месте бывших братских огородов построили церкви свт. Тихона с нижним храмом блг. кн. Вячеслава Чешского (1997), вмч. Георгия Победоносца (2000), блг. кн. Александра Невского (2005). К 2007 году отреставрированы и открыты все храмы Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря продолжает формироваться особым порядком: в 2000 году сюда перенесён прах писателя И. С. Шмелева (†1950), в 2005 году – останки генерала А. И. Деникина (†1947) и философа И. А. Ильина (†1954) с их супругами. В 2006 году здесь погребён А. И. Солженицын.

Литература

Горчаков Н. Д. Описание Донского монастыря в Москве. [М., 1842].

Забелин И. Е. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. М., 1893.

Татишвили Вл. Грузины в Москве: Исторический очерк (1653–1722). Тбилиси, 1959.

Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской монастырь: Историко-архитектурный очерк. М., 1971.
Некрополь Донского монастыря / авт.-сост.: С. В. Гераскин, А. Н. Луппол. М., 1986 (1987).

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. I: Кремль и монастыри. М., 1992. С. 244–262.

Александров Ю. Н. Донской ставропигиальный монастырь // Наше наследие. 1995. № 35/36. С. 53–63.

Кутищева А. В. Некрополь грузинских государственных и политических деятелей в Донском монастыре // Макариевские чтения: Монастыри России. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 351–367.
Памятники архитектуры Москвы: Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000. С. 270–295.
Донской монастырь [интернет-ресурс]. URL: http://www.donskoi.org/ (дата обращения 22.02.2017)..