Андреевский монастырь

Регион:

Свод петровских памятников России и Европы

Андреевский монастырь

Андреевский монастырь в Пленицах Андрея Стратилата монастырь в Горах

Местоположение: Москва, Ездаков пер., 1 (м. «Ленинский проспект»)

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Статус: Памятник федерального значения

Андреевский мужской монастырь устроен на нижней террасе Воробьёвых гор в XV или XVI столетии. Горел в 1547 году. После Смуты, вероятно, запустел. Его восстановление и краткий расцвет начались в 1648 году, когда здесь по инициативе постельничего Фёдора Михайловича Ртищева при поддержке царя Алексея Михайловича было учреждено учёное братство по образцу киевского Могилянского. Среди тридцати его монахов, приглашённых из украинских земель, были Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский. Братство занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году основанное при обители училище было переведено в Заиконоспасский монастырь, став предшественником Славяно-греко-латинской академии.

После смерти Ртищева церковь мч. Андрея Стратилата, известная с 1625 года как деревянная, в 1675 году выстроена заново в кирпиче, но уже не как соборная, а как надвратная. Ее барабан и закомары украшает фриз из крупных изразцов. В 1689–1703 годах возведена новая соборная церковь Воскресения Христова.

Около 1660 года в число братии монастыря поступил старец Авраамий, пользовавшийся расположением Ртищева и вскоре поставленный строителем обители. В начале 1697 года Авраамий подал Петру I челобитную, главной темой которой была ответственность государя за вверенную ему державу. Авраамий жаловался на рост бюрократии, выступал с обличением молодого царя за его негосударственное, с точки зрения монаха, поведение – воинские «потехи», забавы в подмосковных усадьбах, длительные поездки по стране.

Авраамий вручил челобитную во время посещения Петром I монастыря. Поводом для царского визита послужила техническая новинка, над которой в стенах обители трудился Иван Тихонович Посошков – предприниматель, изобретатель и экономист, будущий автор социально-экономического трактата «Книга о скудости и богатстве» (1724), адресованного Петру I. До 1704 года Посошков был денежных дел мастером в Оружейной палате. Вниманию царя он предлагал «денежный стан», – вероятно, усовершенствованное приспособление для штамповки монет.

По делу о подаче Авраамием челобитной Преображенский приказ начал следствие. Этот приказ, кроме прочего, ведал охраной порядка в Москве, расследовал особо важные судебные дела и с 1697 года получил исключительное право следствия и суда по политическим преступлениям. По делу о челобитной были привлечены множество свидетелей, в том числе братья Иван и Роман Посошковы, которые, впрочем, были оправданы. Авраамий подвергся пыткам и был сослан в коломенский Голутвин монастырь. Оттуда он сумел отправить ещё одну челобитную царю с просьбой об очной ставке с возглавлявшим Преображенский приказ князем Фёдором Юрьевичем Ромодановским, после чего было возбуждено новое уголовное дело, а челобитчика лишили книг и бумаги. Дальнейшая его судьба неизвестна.

При Петре I Андреевский монастырь был приписан к Донскому, братия со всем имуществом перешла в него. В 1725 году постройки отданы под детский приют во исполнение указа Петра I от 31 января 1724 года. Указом повелевалось взять на государственное обеспечение всех сирот обоего пола в возрасте от семи лет «без призрения после родителеф оставших и подкидышей», с тем чтобы впоследствии «отсылать в школы определенные, а женска пола обучать грамоте, також следующих мастерств – пряжи, шитья, плетеная кружеф», для чего предусматривалось «выписать из Брабандии сирот», которые были обучены в монастырях искусству кружевоплетения. Детский приют в стенах Андреевского монастыря просуществовал до 1731 года.

В 1748 году в центре двора по заказу графа С. Б. Шереметева поставлена трёхъярусная барочная колокольня с церковью ап. Иоанна Богослова.

После 1764 года указом Екатерины II монастырь был упразднён, храмы стали приходскими, строения отремонтировали и передали Московскому городскому купеческому обществу для размещения в них богадельни престарелых мещанок на 150 мест («Градская богадельня»). В 1806 и 1878 годах на месте старых периметральных корпусов выстроены новые.

После 1826 года монастырь, примыкавший к черте города с внешней стороны, вошел в нее в результате изменения трассы Камер-Коллежского вала.

Андреевская богадельня закрылась в 1918 году, её постройки стали «домами-коммунами» фабрики «Гознак». В церкви Иоанна Богослова службы совершались до конца 1930-х годов. Некрополь обители, сложившийся в XVIII–XIX веках, уничтожен в 1920-х – 1940-х годах. В 1964 году комплекс зданий передан Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, впоследствии преобразованная во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

В 1967 году начались работы по реставрации комплекса зданий бывшего Андреевского монастыря (архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом патриарха Алексия II в обители учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс зданий бывшего Андреевского монастыря (памятник федерального значения) передан Церкви, в нём размещаются Синодальная библиотека и Синодальный информационный отдел Московской патриархии, православный телевизионный канал «Союз» и другие религиозные организации. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 года патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Москвы.

Литература

Снегирёв И. М. Андреевский монастырь в Москве // И. М. Снегирёв. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Год 6-й. М., 1860.

Молчанов Н. И. Краткая историческая заметка по поводу 250-летия со времени основания бывшего Андреевского монастыря, ныне Воскресенской, что в Пленницах, церкви при Андреевской, Московского купеческого общества, Богадельне. М., 1898.

Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. М., 1951.

Голикова НБ. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского приказа. М., 1957. С. 77–87.

Волков М. Я. Монах Авраамий и его «Послание Петру I» // Россия в период реформ Петра I. М., I973. С. 311–336.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. I: Кремль и монастыри. М., 1992. С. 377–382.

Румянцева В. С. Андреевский училищный монастырь // Средневековая культура Москвы. М., 1999. С. 292 - 304.

Иванов Ю. Андреевский мужской монастырь // Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://www.temples.ru/card.php?ID=6099 (дата обращения 03.02.2017).
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь // Русская Православная Церковь. Московский Патриархат [интернет-ресурс]. URL: http://andreevskymon.ru/ (дата обращения 03.02.2017)