Свод петровских памятников России и Европы

Сретенский монастырь (Москва)

Местоположение: Москва, Большая Лубянка, 19 (м. «Тургеневская», «Сретенский бульвар»)

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Сретенский монастырь основан в память сретения (встречи) москвичами Владимирской иконы Божией Матери 26 августа 1395 года. В тот же день великий завоеватель Тамерлан (Тимур, Темир-Аксак), по небесному видению ему Матери Бога христианского, бежал из пограничного города Руси Ельца. Согласно летописной «Повести о Темир-Аксаке», в память этого чуда великий князь Василий I Дмитриевич и митрополит Киевский Киприан повелели поставить церковь «во имя Пречистыя Богородици честнаго Стретения… и повеле ту быти игумену и братии». В празднике Сретения Владимирской иконы (8 сентября нового стиля) память спасения от Тамерлана соединяется с памятью перехода Владимирской иконы – палладиума Руси – из предыдущей русской столицы в Москву.

Типографская летопись уточняет, что икону встречали «на Кучкове поле близь града Москвы на самой на велице дорозе Володимерской» – то есть в урочище Старые Поля (район Лубянской площади), на Сретенском радиусе, частью которого станут Никольская улица Китай-города и улица Большая Лубянка Белого города. В 1980-е годы археолог М. М. Сухман предположил, что первоначально Сретенский монастырь помещался на современной Никольской улице, сразу за чертой Большого посада XIV века, которой соответствует линия Большого Черкасского переулка; что на нынешнее место монастырь перенесён из-за строительства стен Китай-города (1535 –1538 годы), включивших старое место в свою черту; что старое место отмечала часовня, а затем церковь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в 1690-е годы у Никольских ворот в Китай-городе «на часовенном месте» (снесена в 1934 году). Современные исследователи в большинстве соглашаются с этой версией.

В 1482, 1493, 1508 годах упоминается каменная церковь Сретения Богородицы на Поле, и неясно, есть ли при ней монастырь. Иван III установил к ней, помимо старого крестного хода 26 августа, ход 23 июня, в память избавления от нашествия хана Ахмата (стояния на Угре). Из шести общегородских крестных ходов от Успенского собора Кремля, известных в XVII веке, четыре включали Сретенский монастырь (на его нынешнем месте) либо направлялись к нему прямо.

Монастырь на Лубянке до разрушений 1928 –1930 годов имел три храма: собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, церкви прп. Марии Египетской и свт. Николая Чудотворца с надвратной колокольней.

Из них уцелел только Сретенско-Владимирский собор, возведённый в 1679 году повелением царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра I, по благословению патриарха Иоакима. Южный наружный придел Рождества Иоанна Предтечи пристроен в 1706 году повелением царя Петра, благословением митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), местоблюстителя патриаршего престола, по обету игумена Моисея (Великосельского). В 1707 году собор расписан по обету стольника Семёна Фёдоровича Грибоедова. Все эти сведения известны из текста храмозданной доски в стене храма.

Эпитафия с разрушенного в советские годы надгробия игумена Моисея говорила о его кончине в 1719 году в возрасте 85 лет, из которых он был на игуменстве 26 лет.

Пятиглавый Сретенско-Владимирский собор скупо декорирован узорочными наличниками, не нарушающими общего впечатления аскетической сдержанности, присущей многим соборным храмам XVII века. Декор одноглавого Предтеченского придела – «нарышкинский». Южное крытое крыльцо объединяет вход в придел с боковым входом в собор. Высокий двустолпный храм расписан неизвестной ярославско-костромской артелью изографов. Эти росписи, выполненные в архаичной для приволжских школ традиции, считаются последним образцом средневекового стенописания в столице и единственными сохранившимися в ней от петровского времени. Стены расчерчены лишь на четыре яруса (регистра), что позволило вернуться от ярославско-костромской повествовательной дробности к древней монументальности. Нижний регистр на западной стене, включавший, вероятно, рассказ о нашествии Тамерлана и о чуде Владимирской иконы, утрачен. В росписях алтаря выделяется галерея поясных изображений московских митрополитов и патриархов, включающая Адриана (†1700). Эта часть программы росписей трактуется исследователями, в общем контексте архитектурного и художественного консерватизма Сретенского собора, как тревога о судьбе патриаршества.

Финансировавший роспись стольник Семён Фёдорович Грибоедов до 1682 года был стрелецким полковником. В 1673 –1679 годах он возглавлял приказ (полк), размещавшийся в приходах церквей Николы Дербентского и Николы в Мясниках. В 1679 –1682 годах – приказ, размещавшийся в приходе церкви Троицы в Листах, будущий полк Сухарева. Находясь на этом посту, при начале стрелецкого мятежа 1682 года С. Ф. Грибоедов был обвинён своими подчинёнными в вымогательстве взяток, принуждении к работам на себя, причём с жёнами и детьми, в битье батогами, вычитании жалованья, в массовых освобождениях от караулов за мзду, присвоении казённых средств и пр. После дознания отпущен, вновь арестован по настоянию стрельцов, вторично отпущен для поминовения скончавшегося царя Фёдора Алексеевича. 30 апреля арестован указом от имени воцарившегося Петра, 5 мая бит батогами в числе четверых полковников, поставлен на правёж (возврат денег), сослан в Тотьму. В 1696 году – воевода Алатырский. Имел двор близ Сретенского монастыря. Владел селом Хмелита Вяземского уезда (ныне Музей-заповедник А. С. Грибоедова).

Снесённая церковь прп. Марии Египетской датировалась в диапазоне от XIV до XVI века. Придел Сретения Господня был устроен в 1706 году комнатным истопником царя Ивана V Алексеевича, будущим петровским фабрикантом Алексеем Яковлевичем Милютиным, имевшим двор и фабрику неподалёку. В 1784 году церковь была обновлена иждивением другого петровского фабриканта – Афанасия Абрамовича Гончарова, хозяина калужского Полотняного завода, прожившего очень долгую жизнь (1693 –1788).

В том же 1707 году, когда расписывался собор, один из руководителей петровской дипломатии думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев внёс в Сретенский монастырь мощи преподобной Марии Египетской («десныя ноги нижняя часть, называемая плюсна») – благословение Иерусалимского патриарха Досифея II. Украинцев привёз святыню в августе 1700 года из Константинополя, где заключил важнейший для России мир с Турцией. Мощи, как и грамота Досифея, заверявшая их подлинность, хранились в соборе, а в праздник прп. Марии Египетской переносились на неделю в церковь её имени.

Снесённая церковь свт. Николая Чудотворца 1688 года постройки имела в подклете надгробие боярыни княгини Анастасии Семёновны Прозоровской (†1709) – первой супруги князя Бориса Ивановича Прозоровского – меньшого, сподвижника Петра I. Известно о вкладе в монастырь Евангелия боярином князем Василием Петровичем Прозоровским († после 1687) и о надгробной эпитафии князя Александра Александровича (Старшого) Прозоровского (†1769) в соборной церкви.

Указом 1764 года Сретенский монастырь был выведен за штат.

В 1922 году монастырь захвачен обновленцами, в 1923-м первым вернулся под омофор патриарха Тихона, через несколько лет закрыт. Снос двух церквей и колокольни осуществлялся под предлогом расширения Большой Лубянки. В соборе, разделённом на ярусы, разместили общежитие офицеров НКВД, провели отопление. Росписи, невежественно поновлённые в XIX веке, закрашивались и заклеивались обоями, что парадоксальным образом помогло им сохраниться. На месте кладбища была построена школа.

Реставрация собора предпринята в 1958 –1962 годах. До 1991 года в нём размещался отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. С 1991 года – действующая церковь. Монастырь возобновлен в 1996 году как ставропигиальный (патриарший).

В 2000-е годы, при наместнике игумене Тихоне (Шевкунове), в нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия Сретенский собор был обстроен тёплой галереей в ширину Иоанно-Предтеченского придела со звонницей новой архитектуры. К ограждённой заново территории монастыря приобщено владение № 17 по Большой Лубянке с палатами XVIII века, доступ к которым с тех пор ограничен. В 2005 году реставрированы росписи Сретенского собора.

Сохранность росписей была одной из причин либо одним из предлогов строительства на территории монастыря нового храма, во имя Новомучеников и Исповедников Российских, к 100-летней годовщине революций 1917 года. Для этого строительства в 2013 году, вопреки протестам градозащитников, снесены несколько служебных монастырских построек к северу от Сретенского собора. Огромный храм спорного художественного качества изменил пространственную структуру и масштаб монастыря.

Литература

Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского мужского монастыря // Сретенский монастырь. М., 1885.

Рачинский Я. З. О первоначальном местонахождении Сретенского монастыря // Московский Журнал, 2011, № 11. С 78–86.

Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 217–218.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1. М., 1992. С. 184–189.

Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральная топография средневековой Москвы. М., 2010. С. 225–227, 361–370.

Липатова С. Н. Программа росписи 1707 года алтарной части собора московского Сретенского монастыря // XV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. Ярославль, 2011. С. 158–168.

Романов М. Ю. Москва стрелецкая. М., 2012. С. 125–126, 162–167.

Двойные стандарты // сайт Общественного движения «Архнадзор». 1.02.2008 http://www.archnadzor.ru/2008/02/01/dvojny-e-standarty/ (дата обращения 27.11.2020).

Михайлов К. Храм Христа Спасителя, что на Лубянке // Сайт Общественного движения «Архнадзор», 23 октября 2013 г. http://www.archnadzor.ru/2013/10/23/hram-hrista-spasitelya-chto-na-lubyanke/ (дата обращения 27.11.2020).