Свод петровских памятников России и Европы

Национальная мануфактура Гобеленов (Manufacture nationale des Gobelins)

Мануфактура Гобеленов (Manufacture des Gobelins)

Местоположение: Париж (42, av. des Gobelins, 75013, Paris, France)

Тип памятника: Памятник промышленной архитектуры, Памятник инженерного искусства

Мануфактура Гобеленов, выдающийся памятник промышленной культуры Франции, находится на одноименном проспекте в квартале, который носит то же название – Гобеленов.

Эта знаменитая на весь мир фабрика возникла на окраине Парижа в предместье Сен-Марсель на берегу речки Бьевр. Около 1440 года Жан Гобелен основал на этом месте небольшую красильную мастерскую. Генрих IV в 1601 году пригласил сюда двух ткачей из Брюсселя для производства ковров. Однако лишь при Людовике XIV производство ковров в «Королевской мануфактуре по изготовлению ковров для Короны» приобрело широкий размах. Благодаря усилиям Кольбера в 1662 году здесь были сосредоточены все мастера, производившие шпалеры. Здесь же существовали мастерские по производству мебели, бронзового литья, изделий из камня (флорентийской мозаики) и лака. Мануфактура обеспечивала мебелью и предметами роскоши Версаль и другие королевские резиденции. Ковры создавались по эскизам Ш. Лебрена (Charles Le Brun) и многих известных художников. Мануфактура состояла из нескольких зданий, где располагались различные мастерские.

Петр I дважды посетил Мануфактуру Гобеленов — 1/12 мая и 4/15 июня 1717 года. Многие современники упоминали об этих визитах, но самое подробное и, кажется, самое верное их описание содержится в «Повседневной истории Парижа» Л.-Ф. Дюбуа де Сен-Желе. 12 мая в половине восьмого царь прибыл на Мануфактуру в сопровождении герцога д’Антена. Последний накануне вечером распорядился приготовить все к царскому приезду. Петра принимал директор королевской мануфактуры Жюль-Робер де Котт (Jules Robert de Cotte). Сначала высокому гостю продемонстрировали готовые ковры — дубликаты наиболее известных произведений местных мастеров. Затем ему показали ателье по их изготовлению в готлисной и баслисной технике. Царь долго беседовал с мастерами, наблюдал за их работой. Среди рабочих были и дети, некоторые из которых были не старше семи лет. Растроганный царь поцеловал одного из маленьких работников. Затем гость ознакомился с технологией окраски шерсти. Привлекло внимание Петра и лаковое производство, недавно организованное на Мануфактуре. Лишь в полдень царь покинул столь заинтересовавшую его художественную фабрику.

Царь вернулся сюда 15 июня. Он вновь осмотрел все производство. Заинтересованность царя не осталась без внимания принимающей стороны: на этот раз ему приготовили подарки. Петру преподнесли две серии гобеленов, выполненных по баслисной технологии: на одной серии из четырех ковров работы мастера Лефевра (Lefebvre) по картонам Жувене (Jouvenet) были представлены сюжеты из Нового Завета («Трапеза у Симона-фарисея», «Чудесный улов», «Изгнание торгующих из храма», «Воскрешение Лазаря»). Восемь ковров работы мастера Жана (Jean) по картону Депорта (Desportes) в жанре натюрморта принадлежали к так называемой «Индийской серии». К ним были добавлены два гобеленовых портрета, выполненных в готлисной манере, особенно понравившихся царю. На одном работы мастера Суета было изображение Иисуса Христа с картины Лебрена, на втором работы Жана-младшего был портрет испанки с картины Сантерра (Santerre). По другим сведениям, царю преподнесли шпалеру из серии «История Дона Кихота» по рисункам Куапеля-младшего (Coypel).

В 1717 году Петр I заказал французскому художнику-баталисту П.Д. Мартену Младшему (Martin) выполнить серию картин и рисунков, изображающих победы русских в Северной войне. Из них картины большого размера послужили моделями для заказанных в 1720 году на Мануфактуре четырех затканных золотом гобеленов.

Петр I планировал создать в Петербурге свою шпалерную мануфактуру, для чего в 1716—1717 из Франции были приглашены мастера готлисной и баслисной работы. Как раз в июне 1717 года в русскую столицу прибыли две последние группы французских специалистов. Они составили ядро рабочих Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной в том же году. Из Парижа царь писал Меншикову о необходимости быстрейшего налаживания этого производства.

Работа Парижской мануфактуры Гобеленов прерывалась лишь в период Французской революции. Там до сих пор изготавливают ковры по технологии XVII века. В 1912 году архитектор Ж.-К. Формиже (Formigé) построил здание, выходящее на проспект Гобеленов, в котором размещается музей мануфактуры. Сегодня Национальная мануфактура Гобеленов находится в ведомстве Министерства культуры Франции и открыта для посещения туристов.

Литература

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P. 286, 296.

Походный журнал 1717 года: [Юрналы 1717-го года]. СПб., 1855. С. 14.

Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып.1. М.: Круг, 2004. С. 616.

Brice G. Description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable. 7e éd. revue et augmentée. T. II. Paris: F. Fournier, 1717. P. 222—225.

D’Ans la Relation… // Le Nouveau Mercure (Paris). 1717, juin. P. 193.

Abbregé de l’Histoire du Czar Peter Alexiewitz, avec une Relation de l’Etat présent de la Moscovie, et de ce qui s’est passée de plus considerable, depuis son arrivée en France jusqu’à ce jour. Paris: Pierre Ribou et Gregoire Dupuis, 1717. P. 194.

Tourneux M. Les Tsars à Paris // Gazette des Beaux-Arts. 1896. 2-e part. P. 356—358.

La France et la Russie au Siècle des Lumières: Relations culturelles et artistiques de la France et de la Russie au XVIII-e siècle. Paris, 1986. P. 314, 317, 348.

Коршунова Т.Т. Французские шпалерные мастера и их роль в создании Петербургской шпалерной мануфактуры // Россия — Франция: Век Просвещения: Сб. научных тудов. СПб., Гос. Эрмитаж, 1992. С. 26—37.

Макаров В.К. Судьба одного художественного замысла Петра I // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XI: Русская культура и искусство. Т. II. Л.: Аврора, 1970. С. 122—130.