Свод петровских памятников России и Европы

Историко-культурная территория «Выгореция» Пограничный знак «Варашев камень» (респ. Карелия)

Местоположение: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, пос. Данилово, сёла Сергиево, Тихвин Бор, Шелтопорог

Тип памятника: Достопримечательное место

В октябре 1694 года в 75 верстах северо-восточнее Онежского озера, в лесах верховья реки Выг, была основана Выговская поморская пустынь — крупнейший центр старообрядцев поморского согласия. Основателем пустыни был Данила Викулин. В 1702–1730 годах настоятелем пустыни (сами старообрядцы использовали термины киновиарх или большак) был Андрей Дионисьевич Денисов (1674–1730), которого сменил его брат Семён Дионисьевич (1682–1740). В первые десятилетия пустынь развивалась как крестьянская хозяйственная артель и одновременно — религиозная община с эсхатологической идеологией.

В августе 1702 года, во время похода по «Осударевой дороге», Пётр I оказался недалеко от Выговской пустыни. По преданию, «велий страх и трепет» охватил всех выговцев, которые «и толико бояхуся, яко вси к смерти готовяхуся». Когда царь узнал, что неподалеку живут старообрядцы, он спросил: «Подати платят?» Ему ответили: «Платят». — «Исправно?» — «Исправно». Тогда Пётр сказал «Пускай живут» и «проехал смирно, яко отец Отечества благоутробнейший».

После этого выговцы были фактически легализованы. Указом Петра I от 5 сентября 1705 года Выговская пустынь получила права на самоуправление, свободное отправление религиозных обрядов и освобождение от двойного налогообложения. По царским указам 1711–1724 годов, старообрядцы получили ряд новых льгот. Взамен Выговская пустынь в 1705 году была приписана к Олонецким Петровским заводам. Выговские рудознатцы и литейщики сыграли большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири.

В 1706 году, в 20 верстах к востоку от мужской Даниловской Богоявленской пустыни, была создана женская Лексинская Крестная пустынь на реке Лекса. В 1707 году на Выге числилось более 200 женщин и 150–200 мужчин. По ревизии 1723 года, население Выга составило 300 душ, а с учётом укрывшихся от ревизии — «близ тысячи человек». Постепенно вокруг Выголексинской пустыни создаются небольшие скиты с подчинёнными им пашенными дворами. В 1721 году было 14 скитов, к 1762 их стало 21. По ревизии 1764 года, население Выга и Лексы достигло 1036 человек, а 21 скита — 1640 человек. Земли, заселённые старообрядцами, образовали особую волость — Суземок.

Правила и уставы Выгореции превратили её в аскетический монастырь с жёсткой регламентацией жизни. Это привело к появлению многочисленных благочестивых легенд о выговском пустынножительстве, усилению притока сюда людей и пожертвований. В 1710 году на Каргополье поморцы основали Чаженгскую пустынь, ставшую основной житницей Выга, а в 1731 — пристань Пигматка на Онежском озере, через которую шла вся выговская торговля. Выговцы имели рыбные ловли на Выгозере и Водлозере, на Белом море, а позднее на Новой Земле и Груманте (Шпицбергене), занимались перепродажей хлеба с Поволжья в Петербург. На Выге появились кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дёгтя, изготовление пряжи. К 1720-м годам выговцы добились хозяйственного процветания своих пустыней.

Во время пребывания Петра I и его приближённых в Марциальных Водах выговцы снабжали царский двор продовольствием. Развитие экономики привело к «обмирщению» внутренней жизни Выга и его перерождению в «мирской монастырь». На Выге появились наёмные работники, приём в пустынь был ограничен, предпочтение отдавалось зажиточным престарелым жителям Суземка.

После воцарения Николая I начались правительственные гонения на выговских старообрядцев. В 1839 году были ликвидированы все пустыни и пашенные дворы, кроме Данилова и Лексы. Самый сильный удар по общежительству был нанесён в 1854–1856 годах, когда в Данилове и Лексе были сломаны часовни, кладбищенские ограды, колокольни и другие деревянные постройки. Последние репрессии обрушились на Выг в 1860-х годах. Уцелевшие выговцы тайком продолжали молитвенные собрания.

Исторически территория Выгореции охватывала обширную площадь в пределах современного Медвежьегорского района Карелии от Онежского озера на юге до озера Выг на севере. Наиболее крупные старообрядческие поселения — монастыри и скиты — были сосредоточены в верховьях реки Выг и её притока Лексы.

В поселке Данилово, где находилась Даниловская Богоявленская пустынь, уцелели остатки древнего монастырского пруда, который, по преданию, был выкопан вокруг родника самим Андреем Денисовым, а также остатки старообрядческого кладбища XVIII–XIX веков. Последние строения пустыни — старообрядческая часовня и амбар — утрачены в 1990-е годы.

На территории урочища Лекса сохранились несколько руинированных фрагментов построек и остатки двух старообрядческих кладбищ XVIII–XIX веков. На территориях урочищ Берёзовка, Волозеро, Сергиево, Верхний и Нижний Шелтопорог сохранились остатки старообрядческих кладбищ XVIII–XIX веков и культовой рощи.

В историко-культурную территорию «Выгореция» входят несколько поселений: Данилово, Сергиево, Берёзовка, Шелтопорог, Лекса, Тихвин бор и Волозеро. Все они имеют статус памятных мест регионального значения.

Литература

Crummey R. The Old Believers and the World of Antichrist. Madison; Milwaukee; London, 1970.

Пашков А. М. Выговская старообрядческая пустынь и её культура // Старообрядчество. История, традиции, современность. Вып. 3. М., 1995. С. 16–19.

Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1–2.

Выговская поморская пустынь и её значение в истории России: Сборник научных статей и материалов / ред. и сост. А. М. Пашков. СПб., 2003.

Женщина в старообрядчестве: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Пигина. Петрозаводск, 2006.

Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. М., 2008. Т. 1–2.