Свод петровских памятников России и Европы

Фабрика А. Я. Милютина (Москва)

Усадьба Милютиных

Местоположение: Москва, Милютинский пер., 12-16 (м. «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка»)

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Милютинский переулок получил название по фамилии купца и фабриканта конца XVII – первой половины XVIII века А. Я. Милютина. До этого переулок назывался Казённым по расположенному там «казённому двору» – месту хранения имущества Семёновского полка.

Алексей Яковлевич Милютин (1673 –1755), сын придворного поставщика рыбы Якова Дементьевича Милютина, служил комнатным истопником при царе Иване V Алексеевиче – единокровном брате и соправителе Петра I. В 1714 году Милютин приобрёл участок земли в Казённом переулке и завёл «шёлковую, лентную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми, своим старанием прежде других фабрик». Сначала фабрика располагалась в деревянных постройках, позднее Милютин расширил владение скупкой соседних участков и возвёл каменные здания. Часть владения занимал жилой двор фабриканта.

Пётр I знал и ценил предпринимателя. По преданию, смастерив первый станок, Милютин выткал кусок атласа и показал его царю. Пётр поручил ему сделать «покров бархатный с позументом хорошим».

Мануфактура Милютина, на которой трудилось до 350 работников, располагалась в большом каменном здании. Для технического руководства фабрикант нанял лучших мастеров по обработке шёлка-сырца и по художественному ткачеству и прикрепил к ним более 20 учеников. Для скручивания шёлковых нитей использовался труд женщин. К 1718 году на фабрике насчитывалось 34 стана: на десяти ткали позументы, на остальных – атлас, тафту и платки.

Одновременно Милютин продолжал служить комнатным истопником при дворе Петра I и его преемников. Только в 1740 году императрица Анна Иоанновна возвела его в потомственное дворянское достоинство.

В 1770-е годы мануфактура потомков Милютина имела 124 стана. Продукция фабрики продавалась в собственных лавках Милютиных в Москве, на Макарьевской и других ярмарках, а также в Гостином дворе и в Милютинском ряду в Санкт-Петербурге.

Фабричные части владения имеют № 12 и 16 по Милютинскому переулку. Современный дом 16 показан уже на плане 1773 года как «зарезающий» красную линию переулка, то есть построенный до её регулирования. Неопределенно древней является его правая (южная) часть – двухэтажные палаты, расчленённые по фасаду лопатками. Следы первоначального декора могут обнаружиться под штукатуркой. В начале XX века лопатки были украшены крупными рельефными женскими масками в стиле модерн – знаками перестройки дома для знаменитого театра-кабаре «Летучая Мышь». Театр переехал в «глубокий подвал» этого дома осенью 1909 года.

Левая часть дома № 16 внешне выглядит более поздней, хотя выступает за линию улицы ещё больше, чем правая, как это показано и на плане 1773 года.

Жилой дом Милютиных имеет ампирную наружность, но на заднем фасаде видны следы более ранней архитектуры. Возможно, в сводчатом нижнем этаже есть части первой половины XVIII века.

В усадьбе прошли детские годы Дмитрия и Николая Милютиных – сподвижников Александра II. Дмитрий Алексеевич (1816 –1912) станет военным министром, реформатором русской армии, а Николай Алексеевич (1818 –1872) – товарищем министра внутренних дел, соавтором крестьянской реформы.

В 1829 году Милютины продали и жилую усадьбу, и фабрику. Жилой частью последовательно владели М. Ф. Секретарёва, семья полковника С. П. Херодинова, купец, потомственный почётный гражданин Ф. Л. Фульда. В 1873 году в усадебном доме у квартиросъёмщика Якова Кузьмича Брюсова родился сын Валерий – будущий поэт.

Покупателем фабрики Милютиных в 1829 году стал майор П. Ф. Митьков. Фабричные строения стали приспосабливаться для жилья. Корпус во дворе в 1834 –1837 годах нанимали родственники А. С. Пушкина Солнцевы (Сонцовы), которых поэт посещал. В 1837 году у Сонцовых жил Сергей Львович Пушкин, здесь он узнал о гибели сына. Это строение долгие годы пустует.

Более поздние фабричные постройки во владении 12, не имевшие охранного статуса, снесены в 2011 году. Чтобы это стало возможным, была сокращена территория памятника. Незадолго до сноса одно из строений владения 12 было полностью отреставрировано для телестудии Comedy Club.

Основные строения бывшей усадьбы Милютина являются памятниками (строения фабричного двора – с 2017 года); разделены между разными пользователями.

Литература

Туган-Барановский М. И.  Русская фабрика в прошлом и настоящее. Т. I. СПб., 1898.

Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 234, 260-261.

Романюк С. К. Из истории московских переулков. М., 1998. С. 233-235.

Колосов А. В. Лубянский треугольник. М., 2010. С. 64-79.