Свод петровских памятников России и Европы

Дворец в Кадриорге и парк Кадриорг (Kadrioru loss)

Местоположение: Таллин (10127, Tallinn, A.Weizenbergi, 37)

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Дворец находится в парке Кадриорг (Kadriorg, Екатериненталь, Katharinenthal) рядом с Домиком Петра I, на берегу Финского залива, недалеко от порта.

Дворец был построен в 1718–1727 годах по проекту Н. Микетти (N. Michetti). Строительство началось под руководством архитектора А. Алимари (Alimari) с флигелей, в 1720 году приступили к возведению здания дворца, которое было завершено к 1725 году (по др. данным в 1723). Внутренние отделочные работы продолжались до 1736 года. Строительными работами руководили Я. Гаспари (Gaspari) и с 1721 года М.Г. Земцов.

Вместе с Микетти Пётр I 22.07/2.08.1718 размерял территорию под дворец и регулярный парк. Предположительно Пётр останавливался в его флигеле с 25.05/5.06. по 16/27.06.1721 и в июле 1723 года. По преданию, летом 1721 года он собственноручно положил несколько кирпичей в угловой пилястр здания дворца со стороны моря. С тех пор это место не покрывается штукатуркой.

Здание дворца представляет собой трёхэтажную каменную постройку в стиле барокко. Цокольная часть главного фасада отделена карнизом от двух верхних этажей, которые связаны между собой пилястрами. Балкон второго этажа богато оформленного центрального ризалита опирается на портик из четырёх колонн. По периметру крыши проходит балюстрада.

В вестибюле, находящемся в центре цокольного этажа, сохранился лепной потолок, который поддерживают колонны тосканского ордера. На стене установлена памятная доска с изображением дельфинов и царского герба. На ней имеется латинский текст: «PETRUS PRIMUS DEI GRATIA ROSSIAE IMPERATOR AEDIFICARE SIBI DOMUM HOC LOCO QUOD EST REVALIAE ANNO 1718 JULII. Arch.: NM/MS» («Пётр I, божьей милостью император Всероссийский, приказал построить себе на сем месте дом в Ревеле в июле 1718 года. Арх.: НМ/МЗ»).

Слева от вестибюля было фойе, предположительно, служившее также гардеробом. В правом крыле цокольного этажа помещалась кухня с открытым дымоходом и подсобными помещениями. Расположенный над вестибюлем парадный двухсветный зал является самым представительным помещением дворца. Его стены расчленены пилястрами, филёнками и межэтажным карнизом. Простенки над окнами имеют богатый лепной декор, выполненный мастерами М. Шейтингером (M. Seidtinger), А. Квадри (A. Quadri), С. Цельтрехтом (S. Zeltrecht). На продольной оси зала находятся два больших камина со скульптурным декором в стиле барокко (датируются 1725–1727 годами), над ними – монументальные картуши с латинскими инициалами Петра I и Екатерины I, поддерживаемые гениями славы. Плафон украшен росписью на темы «Метаморфоз» Овидия, выполненной в 1720 году (по др. данным в 1746) предположительно Лондицером (Londicer) младшим. Пол зала первоначально покрывали полированные каменные плиты и чёрно-белые изразцы. В других помещениях дворца от убранства XVIII века сохранилось мало.

В расположенных по обеим сторонам от парадного зала помещениях первоначально были узорчатые паркетные полы из дуба и клена, филёнчатые двери, барочные изразцовые печи, окна с мелкой расстекловкой в дубовых рамах, потолки украшала лепнина. Лепные потолки и наборный паркет также имелись в предназначенных для гостей комнатах «верхнего жилья» (третьего этажа).

Личные покои государя и государыни располагались в противоположных крыльях основного этажа. Кабинет и гардероб Петра I находились в северном крыле, спальня – в последнем помещении салонной анфилады.

В ансамбль дворца входили несколько сторожек и служб – конюшни, каретные сараи, кухня с ледником, мастерские и т.д., которые были деревянными и не сохранились. Подсобные здания, находящиеся сейчас на территории дворцово-паркового ансамбля, построены позднее.

Во время пожара 1745 года (по др. данным начала 1750-х) во дворце пострадали основной и в особенности верхний этажи. Его ремонтом и восстановлением в 1754 году руководил архитектор Й.Г. Тейхерт (J.G.Teichert). В 1782 году были отремонтированы фасады и террасы дворца с каменными лестницами и балюстрадами. В 1827–1832 годах во дворце и подсобных постройках производились ремонтно-строительные работы, в результате которых в левом крыле дворца была нарушена анфиладность помещений, а на его заднем фасаде ликвидирована парадная лестница с балюстрадой и вместо неё построена небольшая одноэтажная веранда. Её снесли в 1933–1934 годах и по проекту архитектора А. Владовского между боковыми ризалитами построили банкетный зал. В 1933–1940 годах реставрировались фасады и интерьеры дворца, при этом некоторые его помещения получили новое оформление.  

Построенный в качестве летней царской резиденции, дворец с 1806 году использовался как летняя резиденция эстляндского губернатора. Начиная с Елизаветы Петровны, во время своих визитов в Ревель в нём останавливались все российские самодержцы, кроме Павла I.

После Октябрьской революции дворец некоторое время занимал Ревельский совет рабочих и солдатских депутатов. В 1921–1929 годах в его здании размещался Эстонский музей, затем – резиденция главы Эстонского государства К. Пятса (1929–1940). С мая 1946 по 1991 год во дворце находился Государственный художественный музей ЭССР.

В 1991–2000 годах проводились реставрация и капитальный ремонт здания дворца и его подсобных построек. В настоящее время во дворце действует Кадриоргский художественный музей.

Дворец находился в центре регулярного парка во французском стиле. Парк располагался на трёх террасах и состоял из Нижнего и Верхнего садов. Нижний сад занимал самую большую террасу, Верхний находился на двух уровнях, деливших его на части с Цветочным садом и Миражеским прудом.

Оба сада имели регулярную планировку: главная композиционная ось проходила через центральный ризалит дворца, разделяя их на две симметричные половины. Нижний сад украшали фонтаны и каскады, гроты, статуи, беседки и скамейки, урны с цветами. По краям аллей были вырыты облицованные каменными плитами каналы с четырьмя мостиками и воротами. В 1723 году в саду появилась прогулочная галерея. Перед дворцом находились 10 цветочных партеров, оформленных дёрном, толчёным кирпичом и живыми изгородями. В цветниках росли кусты роз, тюльпаны, пионы и нарциссы. Из строений в Нижнем саду сохранился лишь потешный дом (1725) в перестроенном виде. Рядом с ним находится Лебединый пруд, созданный по распоряжению Петра уже после его смерти.

На одной оси с Нижним садом за дворцом располагался Верхний сад. В центре его нижней части – Цветочного сада находились два больших цветочных партера с узором из дёрна, толчёного кирпича и цветов. Здесь росли кусты роз, нарциссы, пионы, некоторые сорта мелких цветов, а также 12 пирамидальных туй. Сад украшали два бассейна с фонтанами и прогулочная галерея. Завершался он так называемой Миражеской стеной с парадной лестницей, свинцовыми маскаронами, фонтанами и пятиступенчатым каскадом.

Выше Цветочного сада находился большой искусственный пруд, называвшийся Миражеским. Он был огорожен деревянной балюстрадой и вокруг него посажены деревья: 121 ясень, 120 лип и 10 дубов. В центре пруда возвышался небольшой остров, обложенный каменными плитами, на котором предполагалось установить обелиск с четырьмя фигурами Нептуна. Осталась нереализованной идея создания здесь водяных затей и водомётов, а также большого каскада со скульптурами (должен был находиться в конце ул. А. Вейценберги) и грота.

В стороне от Верхнего сада по направлению к морю растет дубовая роща, сохранившаяся со времён Северной войны.

С течением времени вид исторической центральной части парка сильно изменился. В конце XVIII века деревья перестали подстригать, старые липы постепенно заменили каштанами, и парк всё больше превращался в пейзажный.

Его благоустройство проводилось в 1730-х годах под руководством архитектора Ж. Брокье (Брокет; Broquette), в 1804–1806 годах – И.Д. Бантельманна (J.D. Bantelmann), а также в 1824–1825 и в 1827–1829 годах.

В 1934 году начались перепланировка и приведение парка в порядок. Площадка перед дворцом была расширена, на месте барочных цветников в 1936 году устроены бассейны с фонтанами, остальная часть Нижнего сада осталась в виде сложившегося лесопарка. Верхний сад также претерпел изменения: при строительстве в 1938 году здания Государственной канцелярии Миражеский пруд был засыпан и вместо него разбит цветник с двумя мелкими бассейнами.

В 1990-х годах началось восстановление исторического парка. В 2000 завершился первый этап его реконструкции, в ходе которого полностью воссоздан Цветочный сад. Работы в Нижнем саду продолжаются. 

Литература

Успенский А., Бенуа А. Дворец (Екатеринентальский) и Домик Петра Великого в Ревеле // Художественные сокровища России. Т. III. СПб., 1903. C. 84–88.

Мююрисепп К., Вильбасте Г. Кадриорг, его прошлое и настоящее. Таллин, 1967. С. 72.

Лумисте М. Кадриоргский дворец. Таллин, 1976. С. 40.

Государственный художественный музей ЭССР / Сост. И. Тедер. Таллин, 1981. С. 120.

Кууксемаа Ю. Кадриорг. Дворцово-парковый ансамбль XVIII в. Таллин, 1985. С 43.

Кадриоргский дворец: Кадриоргский художественный музей / Сост. К.Полли. Tallinn, 2008. С. 80.

Кууксемаа Ю. Петр I и Екатерина I в Таллинне. Tallinn, 2009. С. 198.

Кадриоргский художественный музей // Eesti kunstimuuseum. http://www.ekm.ee/rus/kadriorg.php?id=104